Во Франции исламофобия, расизм и империализм, говорят в Азербайджане. В телевизоре ведущий высмеивает президента Макрона с подпевкой детского хора. Журналисты из Баку едут в Париж освещать беспорядки. Президент Алиев собирает у себя людей из бывших французских колоний, и те рассказывают об угнетении. А многие рядовые азербайджанцы не любят Францию. Почему так случилось? Попробуем разобраться.
В минувшие выходные Азербайджан провел у себя конференцию, посвященную французскому колониализму и «нарушению в ее заморских территориях прав человека». Туда приехали представители национальных движений заморских регионов Франции — Новой Каледонии, Французской Полинезии, Французской Гвианы и других.
Представитель Гвианы рассказывал, как Франция старается ассимилировать ее жителей через преподавание на французском языке в школах. Проправительственная пресса пишет по этому поводу, что Франция не просто колониальная страна, но и пытается «запустить свои щупальца» на Южный Кавказ.
Дело в том, что Франция поддерживает Армению в Карабахском конфликте, хотя и не так активно, как Турция Азербайджан. Анкара вступалась за Азербайджан и поставляла тому оружие в войне 2020 года. В то же время во Франции подписывались письма и резолюции в защиту армян.
А когда в этом году Азербайджан фактически блокировал армян Карабаха, мэр Парижа Анн Идальго сама приехала к границе с Азербайджаном с требованием открыть дорогу для десятков фур с французской гуманитарной помощью для запертых там армян.
Политолог из Оксфордского университета Лейла Алиева говорит, что собственно поддержка Францией армян, которая длилась годами, и привела к такой реакции Баку.
«Во время войны 2020 года именно Франция первая отреагировала с позиции защиты Армении», — Алиева называет позицию Франции «невзвешенной и несбалансированной».
Эксперты связывают эту позицию с тем, что во Франции живет много этнических армян.
Армяне во Франции
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Реклама подкастов
Во Франции находится самая крупная (более 600 тысяч) диаспора армян в Европе. Во время войны в Карабахе в 2020 году французские армяне и сочувствующие им люди выходили на митинги по всей Франции с требованием признания Нагорно-Карабахской Республики, которая так и осталась непризнанной даже самой Арменией.
Армянский политолог Александр Искандарян говорит что, в отличие от диаспор в других странах, армянская диаспора во Франции старая и давно интегрированная во французское общество, армян много в элитах, в искусстве и культуре.
«И именно во Франции армяне часто голосуют консолидировано по карабахской тематике», — замечает он.
Но в целом, как отмечает политолог, в контексте Карабаха ситуация во Франции куда сложнее, чем кажется многим на Южном Кавказе.
«Интересы диаспоры и самой Армении порой разные, кроме того у Азербайджана тоже есть свои форматы воздействия, например поставки нефти во Францию», — полагает Искандарян.
«Картина сложная, Франция страна средиземноморская, она географически расположена так, чтоу нее часто проблемные отношения с Турцией, у нее бывшие колонии в арабском мире, Она смотрит на Кавказ со стороны Ближнего Востока, и потому у Франции немного другой угол», — считает эксперт.
Журналист Кирилл Кривошеев, автор американского Фонда Карнеги, отмечает, что подчас старание угодить армянскому избирателю во Франции выходит боком Армении.
Во время войны 2020 года Сенат Франции принял резолюцию, требующую от Азербайджана вывести свои войска с территорий, прилегающих к Карабаху, которые были оккупированы армянскими силами в первую войну в Карабахе (в 1992-1994 гг). В резолюции это называлось «восстановлением границ, определенных в 1994 году».
Такое заявление вызвало гнев в азербайджанском обществе, так как основным населением этих территорий (вокруг Карабаха) до войны были азербайджанцы, которых армяне изгнали оттуда. Президент Алиев в ответ на резолюцию призвал Францию «передать Марсель армянам».
По словам Кривошеева, президент Франции Эммануэль Макрон лишь усугубил ситуацию в регионе, когда в разгар войны 2020 года «делал самые жесткие антиазербайджанские заявления».
Кроме того, как считает эксперт, резолюция французского Сената, принятая в период той войны, никак не помогла улучшить положение карабахских армян, так как ни одна страна не признала независимость самопровозглашенной республики, включая саму Францию.
В 2022 году Сенат Франции почти единогласно проголосовал за резолюцию с требованием вывести азербайджанские войска уже с территории Армении (куда они вошли в результате пограничных столкновений) и ввести против Азербайджана санкции.
А недавно Франция заявила, что станет поставлять в Армению оружие. В Баку подконтрольная власти пресса восприняла это как откровенно враждебные действия.
Какое оружие передает Париж и поможет ли это Армении?
Пока известно, что Франция поставит Армении системы ПВО. Тем самым Франция старается помочь Армении защитить свою территорию.
По словам Кривошеева, эта поставка не сможет повлиять на расклад сил в регионе. Эксперт считает, что если вторжение Азербайджана в Армению случится в ближайшее время, то Франция просто не успеет ничего поставить.
«Также надо понимать, что у Армении весьма ограниченный бюджет, и вырваться в этом смысле из-под крыла России будет непросто, и я так понимаю, что это [передаваемое Францией] оружие — скорее символический жест», — говорит Кривошеев.
Пока же Азербайджан отвечает на жесты Армении ответными шагами, которые, как считает эксперт, «выглядят наивно». Азербайджан принимает у себя представителей французских нацменьшинств. А 24 октября парламент Азербайджана создал специальную группу по поддержке борьбы корсиканцев за свою идентичность.
По словам Кривошеева, «Азербайджан как спонсор чьего то сепаратизма выглядит странновато», так как официально декларирует приоритет территориальной целостности над правом народов на самоопределение.
«Признак исламофобии»
Летом этого года во Франции прошли протесты из-за убийства французскими полицейскими подростка алжирского происхождения. Вскоре они вылились в беспорядки.
Протестующих неожиданно поддержал президент Азербайджана Ильхам Алиев. «Недавнее убийство французской полицией 17-летнего подростка алжирского происхождения является еще одним признаком расизма и исламофобии в этой стране», — заявил он.
А вскоре во Францию отправились журналисты азербайджанского государственного телеканала, которых там вскоре ограбили местные бандиты.
Многие в Азербайджане этому позлорадствовали. Дело в том, что как раз в это время в западном регионе Азербайджана полиция била и задерживала протестующих жителей деревни Союдлу, на несколько недель заблокировала деревню и не впускала туда журналистов.
Жители деревни протестовали против создания искусственного озера, куда местный золотодобывающий завод собирался сбрасывать отходы.
Многих в стране возмутило, что государственные СМИ проигнорировали эту тему, зато отправились в Париж защищать права французов.
3 + 3 вместо Франции
В Баку на официальном уровне форсируют идею, что в переговорах по Карабаху должны участвовать лишь страны региона: наряду с конфликтующими Азерайджаном и Арменией, Грузия, Турция, Иран и Россия. Но сделать это оказалось непросто.
Недавно прошли очередные такие переговоры, но, как и ранее, Грузия отказалась на них присутствовать из-за плохих отношений с Россией.
Отдельно для Грузии Азербайджан предлагает трехсторонние переговоры в формате Армения-Азербайджан-Грузия, и премьер Грузии Ираклий Гарибашвили на это согласен.
И азербайджанский политолог Лейла Алиева, и ее армянский коллега Александр Искандарян считают, что тут нет желания Азербайджана нейтрализовать именно Францию как игрока в регионе.
«Азербайджан в целом хочет расширить поле для маневрирования, расширяя количество партнеров по переговорам», — говорит Алиева.
«Азербайджан продвигает разные варианты, и западные, и российскую платформу, и сейчас 3+3, в зависимости от ситуации, — говорит Искандарян. — 3+3, или вернее 3+2, это и попытка в данный момент исключить Европу из переговорного формата и чтобы у Армении было меньше союзников».
«Эм-ма-ну-эль!»
Пока же рядовых азербайджанцев, как и власти страны, не устраивает старый формат, образованный еще в 1994 году и известный как Минская группа ОБСЕ, в которой сопредседательствуют США, Франция и Россия. В первую очередь не любят Францию, считая ее проармянской.
Кривошеев считает, что и Макрон и Сенат Франции фактически дали основания Азербайджану вывести Францию из переговоров в тот момент, когда непризнанная НКР еще существовала [она самораспустилась в сентябре под давлением Азербайджана, почти все армяне покинули Карабах].
«Я понимаю, что сенаторы в этом виноваты, что это не поможет, что Арцах не признают, а даже если бы признали, то и это бы никак не помогло, — говорит он. — И закономерным образом это вытолкнуло Францию из процесса переговоров. Я не вижу в этом политической мотивации, может, были какие-то высокие убеждения, но и они мне непонятны».
Так что пока Франция остается для азербайджанцев «проармянской».
«Проармянским» называет в вирусном ролике ведущий местного телеканала французского президента Эммануэля Макрона — его имя в издевательской перепевке песни из старого советского детского фильма «Приключения Буратино» выкрикивает детский хор.
А тот, кто в Баку учит не выходящий из моды французский язык, может порой услышать от знакомых полушуточное: «Правильно делаешь, надо знать язык врага».