Сумитра Малканди до сих пор не может без слез вспоминать тот роковой вечер в марте прошлого года, когда ее муж, фермер Тилак Кумара, был затоптан насмерть.
Она была занята на кухне — супруги жили в деревне в центральной части Шри-Ланки, — а Тилак находился снаружи и кормил коров. И тут она услышала трубный рев слона.
По ее словам, она уже собиралась предупредить его, но через несколько минут случилось самое страшное. Жители деревни своими криками отогнали слона, но помочь Тилаку уже ничем было нельзя.
Сумитра, 45-летняя мать трех маленьких дочерей, говорит, что ее семья еще не оправилась от глубокого потрясения. Она опасается, что подобное может повториться.
Ее дом, окруженный кокосовыми, манговыми и банановыми деревьями, которыми так любят лакомиться слоны, расположен на ферме, всего в нескольких сотнях метров от густого леса. Ее деревня Тхалгасвева в районе Курунегала теперь оказалась по сути на передовой во все более ухудшающемся конфликте между людьми и слонами.
По данным местных властей, только за последние два года в Тхалгасвеве и близлежащих деревнях были убиты три человека и 10 слонов. Теперь крестьяне боятся выходить из дома после захода солнца.
Но размах проблемы не ограничивается лишь этим небольшим районом.
Тилак Кумара стал одним из 176 человек, погибших от столкновений со слонами в Шри-Ланке в прошлом году. За тот же период погибло 470 слонов — половина из них от рук людей, остальные умерли от болезней или в результате несчастных случаев. В среднем это означает, что каждый день в году погибало более одного слона, а каждые два дня — один человек.
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Реклама подкастов
По мере расширения сельскохозяйственной деятельности цивилизация вторгается в привычные места обитания слонов, посягая на их источники пропитания и воды и подвергая опасности жизни людей. «Все продовольственные культуры, которые мы выращиваем, очень привлекательны для них», — объясняет Притхивирадж Фернандо, крупнейший эксперт по слонам в Шри-Ланке.
Но из-за этого будущее легендарных слонов Шри-Ланки оказывается под угрозой: судя по имеющимся данным, 2023 год стал для них самым губительным в истории.
Защитники природы требуют от правительства срочных мер, потому что небывалое количество жертв, как среди людей, так и среди слонов, служит, по их словам, острым напоминанием о фатальных последствиях, наступающих всякий раз, когда человек пересекается с этими величественными животными.
«После окончания гражданской войны [в 2009 году] правительство начало выделять все больше земель для общественного пользования. Во время войны это были запретные зоны», — говорит Чандима Фернандо, эколог из Общества охраны природы Шри-Ланки. По его словам, это открыло больше земель для крестьянских хозяйств и поселений, в результате чего люди стали чаще контактировать со слонами.
Знаменитые шри-ланкийские слоны, обладающие религиозной и экономической ценностью, находятся под охраной государства как исчезающий вид, и их убийство карается законом. Одомашненные слоны нередко участвуют в религиозных процессиях и являются важной туристической достопримечательностью.
Однако это не мешает фермерам идти на крайние меры, чтобы обезопасить свой урожай и самих себя.
В стране разрешены электрические изгороди, чтобы отпугивать животных: их заряд достаточно силен, чтобы оглушить их, не причинив серьезных травм. В Шри-Ланке установлено около 5000 км электрических ограждений, в том числе вокруг домов в Тхалгасвеве, и планируется их дальнейшее расширение.
Но активисты говорят, что фермеры незаконно устанавливают изгороди с более высоким напряжением, способным убить слонов. По их словам, местные жители также используют отраву, взрывчатые приманки, называемые «челюстными бомбами», и иногда стреляют по животным, чтобы отогнать их.
Эксперты, такие как Чандима Фернандо, рекомендуют более простые и гуманные методы, например, выращивать цитрусовые или другие культуры, которые не будут привлекать слонов.
Согласно имеющимся оценкам, по заповедным местам Шри-Ланки — водно-болотным угодьям, лугам, высокогорьям и зарослям кустарника — бродит порядка 5800 слонов, хотя некоторые эксперты опасаются, что их реальное число может быть гораздо меньше.
Обычно слон, скитаясь по округе, проходит за день до 48 км, стараясь держаться поблизости от источников пресной воды. Они не ходят на большие расстояния, если у них не закончилась пища.
Но когда это случается — например, из-за засухи на охраняемых территориях, — их тянет на близлежащие фермы.
Само правительство предупредило жителей о том, что слонов, забредших с охраняемых территорий, не стоит загонять обратно, поскольку сокращающиеся леса не могут прокормить слишком много слонов.
В 2020 году при правительстве Шри-Ланки был создан специальный комитет для разработки Национального плана действий по уменьшению последствий конфликта между людьми и слонами. Последние несколько лет, пока Шри-Ланка переживала беспрецедентный экономический кризис, этот план оставался бездействующим, но резкий всплеск гибели слонов снова придал ему остроту.
По данным Всемирного фонда дикой природы, с начала XIX века популяция слонов в стране сократилась почти на 65%. Еще десять лет назад Шри-Ланка теряла около 250 слонов в год. Но в последние годы темпы убыли резко возросли, и уже второй год подряд число погибших слонов превышает 400. По словам бывшего главы правительственного комитета и одного из разработчиков Национального плана Притхвираджа Фернандо, если число погибших слонов продолжит расти нынешними темпами, то их популяция вскоре может сократиться на 70%.
Экспертов также беспокоит большое количество умирающих слонов-самцов, что ставит под угрозу выживание вида. Они часто забредают в населенные районы в одиночку, что делает их более уязвимыми.
По словам Чандимы Фернандо, в последние годы в центральных районах Шри-Ланки не было замечено ни одного слона-самца. До пандемии они попадались на глаза регулярно.
Хотя исследователи и ведут учет случаев гибели слонов за пределами охраняемых территорий, у них нет достаточных знаний о том, что происходит в глубине лесов, где на смертности животных могут сказываться болезни, междоусобицы или засуха.
Сумитра Малканди, оставшаяся без мужа с тремя маленькими детьми на руках, говорит, что возможность новой встречи со слоном приводит ее в ужас.
«На ферму приходит все больше и больше слонов, — говорит она. — Нам страшно здесь оставаться».
Этот материал был впервые опубликован на сайте BBC News. Ознакомиться с оригиналом заметки на английском языке можно по этой ссылке