Женщина-палестинка

Автор фото, Getty Images

Согласно результатам нового анализа, проведенного Daily Truth, с начала военной операции Израиля в Газе, предпринятой после нападения ХАМАС 7 октября, в анклаве повреждено или разрушено более половины зданий.

На снимках, сделанных до и после действий Армии обороны Израиля, видно, что с начала декабря бомбардировки южных и центральных районов Газы усилились, при этом значительная часть операций израильских военных пришлась на город Хан-Юнис.

Израиль неоднократно призывал жителей Газы переместиться на юг ради их собственной безопасности.

По всей Газе разрушены жилые районы, ранее оживленные торговые улицы превратились в руины, университеты уничтожены, а сельскохозяйственные угодья перепаханы артиллерией. На южной границе появились палаточные городки, в которых разместились тысячи людей, оставшихся без крова.

По данным Организации Объединенных Наций, около 1,7 миллиона человек — более 80% населения Газы — стали вынужденными переселенцами, причем почти половина из них проживает в южной части сектора.

Дальнейший анализ, проведенный BBC Verify, показывает масштабы уничтожения сельскохозяйственных угодий, в том числе многочисленные районы, где почве нанесен значительный ущерб.

В ответ на обвинения в масштабах разрушений Армия обороны Израиля заявила, что наносит удары как по боевикам ХАМАС, так и по «инфраструктуре террора».

Анализ спутниковых данных, полученный Daily Truth, показывает истинные масштабы разрушений. Согласно ему, от 144 000 до 175 000 зданий по всему сектору Газа повреждены или разрушены. Это от 50 до 61% всех строений анклава.

Авторы анализа, Кори Шер из университета Нью-Йорка и Джамон Ван Ден Хоек из университета штата Орегон, сравнили изображения, чтобы выявить внезапные изменения в высоте или структуре зданий, указывающие на повреждения.

Карта сектора Газа

Разрушения распространяются на юг сектора

В последние недели особенно сильно пострадал южный город Хан-Юнис, где, согласно анализу, разрушено или повреждено более 38 000 зданий (или более 46%) — более 1500 из них разрушено или повреждено за последние две недели.

Высотное здание «Аль-Фарра» — 16-этажный жилой дом в центре города, самое высокое строение в этом районе — сравняли с землей 9 января, что видно на снимках. Большая часть района, в котором оно было расположено, разрушена в результате израильских атак в последний месяц.

Фото со спутника

«Израильские войска нанесли удар по жилым комплексам, особенно в центре Хан-Юниса», — говорит 20-летняя Раван Каддах, которой пришлось покинуть свой дом. Она потеряла связь со своей семьей.

Среди множества поврежденных зданий она назвала школы. Некоторые из них сейчас используются для временного размещения перемещенных лиц.

Уровень разрушений хорошо виден и с земли. Некогда оживленные центральные улицы в запустении или разрушены.

На этих снимках — фасад ресторана «Шаурма Санабель» до израильского вторжения и вид того же перекрестка на комбинированном снимке, сделанном в январе после интенсивной бомбардировки района.

Фото ресторана
Пропустить Реклама подкастов и продолжить чтение.

Что это было?
Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Реклама подкастов

ЦАХАЛ неоднократно оправдывал свои действия, подчеркивая, что боевики ХАМАС намеренно укрываются в гражданских районах, и объяснял разрушение зданий действиями против них. Однако возникают вопросы, почему разрушены здания, которые, казалось бы, ЦАХАЛ уже контролирует.

Один из таких примеров — университет Исраа на севере Газы, который сначала был сильно поврежден, а затем полностью разрушен в результате мощного контролируемого взрыва. Видео широко разошлось по социальным сетям, и ЦАХАЛ заявляет, что расследует, кто и как дал разрешение на взрыв здания.

Многим историческим местам Газы был нанесен значительный ущерб, в том числе мечети Аль-Омари, построенной в VII веке.

Кори Шер говорит, что мечеть выделяется на фоне других зон боевых действий, которые он анализировал.

«Мы работали над разрушениями в Украине, изучали Алеппо и другие города, но масштабы и темпы разрушений [в секторе Газа] поражают. Я никогда не видел, чтобы столь значительный ущерб наносился так быстро».

Уничтожение сельскохозяйственных угодий Газы

Дальнейший анализ, проведенный BBC Verify, показал, что большие площади ранее возделываемых земель по всей территории Газы сильно пострадали.

На спутниковом снимке видны последствия израильских вторжений и бомбардировок в некоторых районах Газы.

Карта сектора Газа

Хотя до начала войны Газа сильно зависела от импорта, большая часть продовольствия поступала от фермерских хозяйств и в виде продуктов питания, произведенных внутри сектора. По данным гуманитарных организаций, половине населения Газы сейчас грозит голодная смерть.

Арабская служба Daily Truth поговорила с одним из фермеров, Саидом, который в середине ноября бежал на юг из Бейт-Лахии, расположенной на севере Газы.

33-летний фермер выращивал гуаву, инжир, лимоны, апельсины, мяту и базилик и зарабатывал на этих культурах около 6000 долларов в год — это был единственный источник дохода для него, его отца и сестры. Он работал на ферме, доставшейся ему в наследство от бабушки и дедушки, в течение 15 лет.

Но через несколько дней после бегства на юг один из родственников сообщил ему, что ферму (и пять близлежащих домов, принадлежавших его родственникам) разрушил ЦАХАЛ.

На севере и в центре Газы, где до войны в основном велось сельское хозяйство, большие участки земли выглядят заброшенными. Во многих местах ущерб связан со строительством временных израильских оборонительных сооружений и земляных валов для защиты бронетехники и с расчисткой прилегающих земель.

Фото со спутника

Как выяснила Daily Truth, некоторые фермеры потеряли урожай, хотя их земли не пострадали напрямую.

Мохамед аль-Мессаддар, фермер из Дейр-эль-Балаха в центральной части Газы, с начала войны смог съездить на свою ферму только один раз, во время перемирия в ноябре.

Апельсины валялись на земле и гнили. «Дата сбора урожая апельсинов совпала с началом войны. Никто бы не осмелился туда поехать», — сказал он.

По его словам, он потерял более 90% своего урожая апельсинов.

Помимо того, что земля пострадала от бульдозеров, прокладывающих дороги, и от строительства оборонительных сооружений, ЦАХАЛ обвиняют в преднамеренном нанесении ущерба.

В видеоролике, появившемся в интернете 4 ноября, заместитель главы гражданской администрации полковник Йогев Бар-Шешт, находившийся в Газе, сказал в интервью: «Кто бы ни вернулся сюда, если он вернется потом, он найдет выжженную землю. Ни домов, ни сельского хозяйства, ничего. У них нет будущего».

ЦАХАЛ сообщил нам, что обнаружил входы в туннели ХАМАС и места запуска ракет в различных сельскохозяйственных районах, добавив, что «оперативные потребности требуют, чтобы эти места были уничтожены или атакованы».

«В результате боев и перестрелок может быть нанесен ущерб окружающей среде», — сообщили военные.

Эксперты по оказанию гуманитарной помощи опасаются, что ущерб, нанесенный сельскому хозяйству Газы, будет долгосрочным.

Другие конфликты, в частности, в Сирии и Украине, показали, что восстановление сельскохозяйственных угодий может оказаться крайне непростым делом.

Неразорвавшиеся боеприпасы представляют опасность для фермеров, возвращающихся на свои земли. Кроме того, необходимо очистить загрязненную почву и восстановить инфраструктуру — водоснабжение, электроэнергию и транспорт.

Палаточные городки

Последнее заметное изменение в Газе, хорошо заметное с воздуха, — это все большее количество палаток и других временных сооружений для размещения перемещенных лиц на юге.

Площадь новых палаточных городков, появившихся с начала декабря до середины января вблизи египетской границы, составила около 3,5 кв. км — это примерно как 500 футбольных полей.

Фото Газы со спутника

По спутниковым снимкам, сделанным 3 декабря и 14 января, отслеживаются разительные перемены — теперь почти каждый клочок доступной, незастроенной земли в районе северо-западного Рафаха превратился в убежище для перемещенных лиц.

Когда Израиль начал свою кампанию против ХАМАС, он предложил палестинцам, живущим на севере и в центре Газы, переехать на юг для их же безопасности. Многие из них оказались в Рафахе и столкнулись с неопределенным будущим.

При участии Джейка Хортона, Бенедикта Гармана, Турала Ахмедзаде, Кейт Гейнор и Ламис Альталеби

Контекст
Контекст