В среду в Иране повесили 29-летнюю Самиру Сабзиан, известную как «невеста-ребенок», которая бала приговорена к смертной казни за убийство своего мужа и провела в тюрьме десять лет. Она стала восемнадцатой женщиной, казненной иранскими властями только в этом году.
Казнь состоялась в одной из крупнейших в стране тюрьме «Гезель Хесар» в пригороде Тегерана Карадже, сообщает базирующаяся в Норвегии Иранская правозащитная организация (IHR).
Иранская пресса об этом не сообщает, официального подтверждения властей тоже нет.
Самира вышла замуж в 15 лет и, по словам ее родственников, систематически подвергалась домашнему насилию.
В 19 лет она была арестована по обвинению в убийстве мужа. Суд сразу вынес ей смертный приговор, но его исполнение было отложено по ряду бюрократических причин.
В момент ареста у нее было двое детей (один из них младенец), с которыми за прошедшие десять лет ей разрешили увидеться только один раз – незадолго до казни, в начале декабря.
«Самира на протяжении многих лет была жертвой гендерного апартеида, детского брака и домашнего насилия, а сегодня стала жертвой некомпетентной и коррумпированной машины убийств этого режима», – заявил глава IHR Махмуд-Амири Могаддам.
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Реклама подкастов
Правозащитная организация Amnesty International и правительства ряда стран, включая Великобританию, много лет боролись за сохранение жизни молодой женщины путем переговоров с иранскими властями.
«Самира стала жертвой детского брака. Иран должен прекратить вопиющее обращение с женщинами и девочками», – написал накануне казни в соцсети Х замглавы МИД Британии Тарик Ахмад.
По данным правозащитников, количество смертных казней в Иране заметно возросло в последнее время, только в ноябре этого года были казнены 115 человек.
Amnesty International называет это серийными убийствами, санкционированными государством, и призывает Тегеран остановиться.
Иранская правозащитная организация в Осло призывает международное сообщество предпринять серьезные меры в отношении Ирана.
«Этот режим существует только за счет убийств и созданной им атмосферы страха. Али Хаменеи и другие лидеры Исламской Республики должны ответить за свои деяния», – сказал Махмуд-Амири Могаддам.
Самира Сабзиан стала 18-й женщиной, казненной в 2023 году. Это ужасающая статистика, говорят правозащитники.
Для сравнения, по данным IHR, за 11 лет – в период с 2010 по 2021 год – смертной казни подверглись 164 женщины.
В организации подчеркивают, что это только доподлинно известные случаи и реальная цифра может быть выше, но даже с учетом этого динамика пугающая.
66% казненных иранских женщин обвинялись в убийстве своих мужей. По иранским законам, женщина не может развестись ни при каких обстоятельствах, даже если становится жертвой домашнего насилия.
В правовой системе Ирана применительно к женщинам нет таких нюансов, как непредумышленное убийство или убийство в состоянии аффекта, также не учитываются обстоятельства, приведшие к преступлению.
Для женщин предусмотрена единая формулировка, они приговариваются «к возмездию в натуральной форме».
Женщины, приговоренные к смерти, зачастую лишаются даже поддержки своих родителей, предпочитащих защитить то, что они считают «честью семьи».
По данным международных организаций, Иран и Китай проводят больше казней, чем любая другая страна в мире, где существует смертный приговор.