Российская ЧВК «Вагнер» пытается воспользоваться нестабильностью в Нигере, заявил в интервью Daily Truth госсекретарь США Энтони Блинкен.
После свержения президента Мохамеда Базума в конце июля страной управляет военная хунта.
Ранее высказывались предположения, что лидеры переворота обратились за помощью к российскому ЧВК, бойцы которого уже находятся в соседнем Мали.
Блинкен не считает, что Россия или ЧВК «Вагнер» спровоцировали переворот в Нигере. Однако США обеспокоены тем, что эта компания «может проявить себя» в некоторых районах Сахельского региона.
«Я думаю, то, что произошло и продолжает происходить в Нигере, не было спровоцировано Россией или „Вагнером“, но… они попытались воспользоваться этим, — сказал Блинкен в интервью Daily Truth. — Везде, где побывала эта ЧВК, за ней последовали смерть, разрушения и эксплуатация. Уровень безопасности понизился, а не повысился».
Госсекретарь США добавил, что с приходом ЧВК «повторяется то, что происходило в других странах, где они приносили с собой только плохое».
Считается, что в Центральноафриканской Республике и Мали находятся несколько тысяч бойцов ЧВК «Вагнер». Российская компания защищает здесь свои деловые интересы, а также способствует укреплению дипломатических и экономических связей этих государств с Россией.
Бойцы «Вагнера» обвиняются в широкомасштабных нарушениях прав человека в ряде африканских стран.
По некоторым предположениям, военные Нигера обратились к ЧВК за помощью, поскольку стране угрожает военное вмешательство соседних стран.
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Реклама подкастов
Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС) на прошлой неделе выдвинуло ультиматум руководителям мятежа, пригрозив применить силу, если свергнутый президент Мохамед Базум не будет восстановлен в должности до вечера воскресенья.
Военные этот ультиматум проигнорировали, но закрыли воздушное пространство страны, опасаясь интервенции соседей. Теперь на заседании в четверг участникам блока предстоит решить, что делать дальше.
В понедельник заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд провела, по ее словам, «трудные и откровенные» переговоры с лидерами переворота. По словам Нуланд, они понимают все риски сотрудничества с наемниками.
Президент Базум, в настоящее время находящийся под арестом, также высказывал опасения по поводу усиления влияния ЧВК «Вагнер» в Африке.
«Весь регион Центрального Сахеля может попасть под российское влияние через „Группу Вагнер“, чьи жестокие террористические методы были наглядно продемонстрированы в Украине», — написал Базум в статье для Washington Post, опубликованной на прошлой неделе.
Пока непонятно, находятся ли в Нигере бойцы ЧВК «Вагнер», однако близкий к компании телеграм-канал Grey Zone в понедельник сообщил, что около полутора тысяч бойцов недавно направились в Африку, хотя и не уточнил, куда именно.
Глава ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин призвал хунту «позвонить нам» в голосовом сообщении, появившемся в телеграме во вторник. «Мы всегда на стороне добра, на стороне справедливости, на стороне тех, кто борется за свой суверенитет и за права своего народа», – сказал он.
Нигер – крупный производитель урана. Страна лежит на основном маршруте миграции в Северную Африку и Средиземноморье.
Это государство также долгое время было французской колонией, и переворот вызвал волну антифранцузских и пророссийских настроений, аналогичную той, что пережили соседние Мали и Буркина-Фасо. После произошедших там переворотов они начали укреплять связи с Москвой.
Обе страны, исключенные из ЭКОВАС, направили в столицу Нигера Ниамей делегацию, чтобы заверить лидеров переворота в том, что в случае необходимости они встанут на их защиту от других западноафриканских государств и их западных союзников.
«Я хотел бы напомнить вам, что Буркина-Фасо, Мали и Нигер уже более 10 лет имеют дело с негативными… последствиями опасной авантюры НАТО в Ливии, — заявил в ходе визита официальный представитель правительства Мали Абдулайе Майга. — Одно можно сказать с уверенностью: президент Мали Гоита и президент Буркина-Фасо Траоре четко сказали „нет, нет и нет“. Мы не приемлем военного вмешательства в дела Нигера».
Тем временем хунта Нигера назначила бывшего министра финансов Али Махамана Ламин Зейна новым премьер-министром страны после переворота. Он сменил на этом посту Махамаду Ухумуду, который во время переворота находился в Европе.