В Госдуму внесен законопроект, полностью запрещающий смену гендерного маркера, – теперь в России нельзя будет менять документы на основании справки о трансгендерности и проводить медицинское вмешательство транс-людям. Юристы опасаются, что в случае принятия, закон лишит прав целую социальную группу.
В законопроекте используется формулировка “смена пола”, однако она не является корректной. Речь идет о запрете смены гендерного маркера и гендерно-аффирмативных медицинских вмешательств, то есть о запрете легализации транс-перехода.
Что Госдума предлагает запретить?
Сейчас по закону для того, чтобы сменить гендерный маркер и провести необходимые операции, транс-люди должны сначала получить справку с диагнозом “трансексуализм”. На ее основании можно поменять свидетельство о рождении, а затем – паспорт. Также после получения справки транс-люди могут получать медицинскую помощь: гормональную терапию и направление на операции.
Законодательные изменения в этой области впервые анонсировали министр юстиции Константин Чуйченко и глава Следственного комитета Александр Бастрыкин в мае. Выступая на Петербургском юридическом форуме, они заявили, что транс-люди являются мошенниками. Басткрыкин говорил о том, что люди якобы пользуются лазейкой в законе, чтобы получить справку о трансгендерности и избежать призыва или мобилизации. А Чуйченко заявил, что стоит ввести запрет на изменение документов без предварительно проведенных операций и что транс-людей нужно отправлять на “лечение”.
Поэтому тогда казалось, что в будущем законопроекте речь будет идти только об ужесточении процедуры смены документов. Однако внесенная в Госдуму версия документа полностью запрещает и смену документов, и медицинскую помощь транс-людям.
В частности, законопроект запрещает “осуществление медицинских вмешательств, направленных на смену пола человека, в том числе формирование у человека первичных и (или) вторичных половых признаков другого пола”.
Исключение предлагается сделать только для “врожденных аномалий у детей”. Однако и в этом случае медицинское вмешательство разрешается только по решению “врачебной комиссии федерального государственного учреждения здравоохранения”. Перечень таких организаций отдельно определит правительство.
Также проект предполагает полный запрет на смену документов для транс-людей, то есть после получения необходимой справки транс-люди не смогут менять гендерный маркер в документах.
Зачем нужен этот закон?
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что в Конституции России не предусмотрена “смена пола”, а также “промежуточные варианты полов вроде Родитель № 1 и родитель № 2” – формулировка, которую неоднократно использовал президент Владимир Путин. Также отмечается, что законопроект направлен на укрепление стратегии России по национальной безопасности и поддержание “традиционных российских ценностей”.
Еще во время обсуждения закона о введении повсеместного запрета на “гей-пропаганду” в 2022 году депутаты и чиновники не скрывали, что это решение принято на фоне и вследствие войны в Украине. Депутаты тогда заявляли, что помимо войны в Украине Россия ведет и “духовную борьбу с западом” – поэтому запрет “гей-пропаганды” и “пропаганды смены пола” поможет одержать борьбу с “новым миропрорядком”.
Новый законопроект “нужен для того, чтобы государство еще больше вмешивалась в частную жизнь граждан и укрепляло тот режим, который существует”, говорит юрист ЛГБТ-движения “Выход” Ксения Михайлова (организация признана в России иностранным агентом). “Чем больше государство вмешивается в частную жизнь, тем сильнее и лучше оно контролирует своих граждан”, – считает она.
Михайлова отмечает, что среди декларируемых целей законопроекта – “поддержание боеспособности” страны и сохранение традиционных ценностей, но сам новый законопроект этим целям не соответствует.
“Вопросы с призывом и мобилизацией можно было бы решить совершенно другим образом и без запрета на смену гендерного маркера, – говорит Михайлова. – А что касается традиционных ценностей – то трансгендерный человек будет себя вести и выглядеть как человек того пола, к которому он внутренне принадлежит. А документы и тело у него будут того пола, который был приписан ему при рождении. Наверное, это как раз-таки меньше соответствует традиционным ценностям в понимании российских властей”.
Юрист правозащитной организации “Дело ЛГБТ” Владимир Комов отмечает, что новый законопроект направлен на то, чтобы лишить прав целую социальную группу. Этот документ противоречит Конституции России и Всеобщей декларации прав человека, отмечает юрист.
Как будет выглядеть жизнь транс-людей в России?
Сейчас в России “транссексуализм” считается медицинским диагнозом. Лечение, которое назначается в данным случае, – гормональная терапия и хирургическое вмешательство – подпадает под запрет нового закона. Таким образом депутаты запрещают лечение определенной категории людей, у которых имеется такой диагноз.
“Нет какого-то другого протокола лечения, – говорит Ксения Михайлова. – Способ лечения, который предлагает международная и российская медицина для людей с трансгендерностью – это смена документов и пластическая хирургия. Другого метода просто нет”.
Законопроект в нынешних формулировках не предполагает, что к людям, которые уже поменяли документы или сделали пластические операции могут применяться какие-то санкции, говорят юристы. Однако пока непонятно, как будет работать правоприменение и не получится ли так, что закон будет иметь обратную силу.
Например, в 2022 году на фоне войны и обсуждения ужесточения закона о “гей-пропаганде” суды и ЗАГСы пытались противостоять тому, чтобы трансгендерные люди получали свидетельства о браке уже с новым именем, потому что тогда их брак становится “однополым”, говорят Михайлова и Комов.
“ЗАГСы стараются привести к тому, чтобы брак либо был расторгнут, либо был признан фиктивным. Транс-персоны уже сейчас сталкиваются с большими проблемами с признанием брачных отношений. Это некое белое пятно в законодательстве”, – комментирует Ксения Михайлова.
Например, в 2022 году в Твери не смогли пожениться две девушки, одна из которых является транс-персоной. Они заключили брак до того, как одна из них поменяла документы на новое женское имя. Однако после смены паспорта в дело вмешалась прокуратура и признала их брак фиктивным, суд также стал на сторону прокуроров.
Очевидно, что эта тенденция сохранится или усилится и после принятия нового законопроекта. “Скорее всего, мы будем иметь случаи, когда такие семьи будут признаваться фиктивными, и суд будет ссылаться на данный закон и говорить, что у нас нет в стране трансгендеров”, – говорит Владимир Комов.
В реальности же в России не станет меньше транс-людей, но их жизнь сильно усложнится. В пояснительной записке к законопроекту депутаты ссылаются на то, что все больше людей в России “меняют пол”, однако существует только статистика МВД, которая подсчитывает, сколько людей поменяли гендерный маркер в документах. С 2016 по 2022 год таких людей в России было всего около трех тысяч человек.
“Транс-люди определенно будут вынуждены страдать. Во-первых, из-за того, что их внешний вид не соответствует тому, что у них записано в паспорте. Во-вторых, из-за того, что это вызовет неприятие и трансфобию в обществе. Это может обернуться ростом насильственных преступлений”, – говорит Владимир Комов.
Он также прогнозирует, что многие ЛБГТ и транс-сообщества будут опасаться преследования властей и будут вынуждены уйти в подполье из-за того, что не смогут оказывать консультирование и поддержку транс-людям.