Первые беженцы из Нагорного Карабаха появились на границе с Арменией в середине дня 24 сентября. К вечеру они стали приезжать в ближайший к границе армянский город Горис.
В лобби центральной гостиницы «Горис» — старики на костылях, семьи с баулами, набитыми вещами.
Дети, зайдя, замирают у подсвеченного аквариума с яркими рыбками.
Сотрудники Красного креста выгружают из машины и заносят в отель двух женщин на инвалидных колясках. Оказывается, что это мать и дочь. «Столько лет уже договаривались — и что? Возврата нету», — говорит одна из них на вопрос, надеется ли она вернуться когда-нибудь домой.
Мужчина на костылях жалуется, что построил три дома в Карабахе, выплачивал ипотеку, работал — стаж 56 лет, с гордостью подсчитывает он.
«Всю жизнь родине отдал», — говорит мужчина. И добавляет: «Лучше бы меня убили, чем это».
В воскресном обращении к народу президент Армении Никол Пашинян заявил, что его правительство страны пытается выработать «международные механизмы обеспечения прав и безопасности армян Нагорного Карабаха». «Но если эти усилия не дадут конкретных результатов, правительство со всей заботой примет наших сестер и братьев Нагорного Карабаха в Республике Армения», — сказал президент.
Тем временем власти Армении заявили, что Пашинян может встретиться с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в испанской Гранаде 5 октября.
Одна из женщин с сумками — Вероника — говорит, что она уже дважды беженка: ей пришлось уехать из дома в 2020 году, во время предыдущей войны.
Женщина благодарит российских миротворцев: когда началась стрельба, они с пожилой матерью и дочкой, как и тысячи других людей, укрылись в аэропорту Степанакерта и сидели там до сегодняшнего дня как раз под защитой миротворцев.
Поначалу были слухи, что из Карабаха выпустят только женщин и детей. Очень многие из мужчин воевали против Азербайджана. Но мужчины тоже заходят в отель: семьи приехали все-таки с отцами и мужьями.
В паре кварталов от отеля в доме культуры открылся центр Красного креста, здесь регистрируют всех беженцев.
Тем временем на въезде в Горис стоит 19 фур с гуманитарной помощью.
Водители рассказали корреспондентам Daily Truth, что два месяца ждали на границе, надеясь, что их пустят в Карабах, и только сейчас вернулись в город.
Они открыли кузова и настояли, чтобы мы сняли, что находится внутри — там действительно сахар, макароны, лекарства, а не оружие или боеприпасы.