На рассвете, а Киеве, Черкассах, Харькове, а также Львовской, Хмельницкой и Ровенской областях раздавались взрывы. Воздушные силы ВСУ сообщили о массированной ракетной атаке. Это самая масштабная атака за последние несколько недель — и под ударом, видимо, снова энергетические объекты.
Согласно утренней сводке воздушных сил, первая волна ударов началась еще около 3:40, они наносились крылатыми ракетами воздушного базирования Х-101/Х-555/Х-55.
Всего были зафиксированы 43 крылатые ракеты, которые были запущены самолетами стратегической авиации Ту-95МС с аэродрома в Энгельсе (Саратовская область), говорится в отчете.
«Ракеты запускали в несколько волн. В воздушное пространство Украины они входили по разным направлениям, постоянно меняя курс по маршруту», — заявили в Воздушных силах ВСУ.
Из 43 ракет сбить удалось 36, утверждают военные.
Киев
Военная администрация Киева еще рано утром заявила, что город атаковали примерно 10 самолетов стратегической авиации Ту-95МС, которые выпустили крылатые ракеты типа Х-101/555/55, «было уничтожено более 20 враждебных целей».
Обломки упали по меньшей мере в трех районах украинской столицы. В Шевченковском районе обломки ракеты повредили газовую трубу, в Дарницком — упали на жилой дом и нежилые помещения, причинив значительный ущерб. Также спасателей вызвали в Голосеевском районе.
По данным городской администрации, в результате пострадали семь человек, в том числе девочка девяти лет.
Утром в Киеве объявляли повторную тревогу — группа ракет летела со стороны Черниговской области. Нового удара не последовало.
Черкассы
В Черкассах обломки ракеты упали на объект социальной инфраструктуры в центре города, сообщил глава областной военной администрации Игорь Табурец.
Глава МВД Украины Игорь Клименко уточнил, что в Черкассах в результате ракетного удара разрушено здание гостиницы.
Там начался пожар, загорелись и торговые павильоны на рынке. Пострадали 10 человек, одного пострадавшего извлекли из-под завалов, разбор которых продолжается.
В отеле могло быть около 23 человек, под завалами еще могут быть люди, допускает Табурец. По его словам, на гостиницу упала боевая часть ракеты, разрушены этажи со второго по пятый.
Другие города
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Реклама подкастов
Не менее шести взрывов около 6:00 прозвучало в Харькове. В результате атаки было разрушено складское здание, сообщил глава МВД Клименко.
Губернатор Олег Синегубов уточнял, что удар наносился шестью ракетами — предположительно, С-300. Воздушные силы ВСУ также сообщают о применении этого ракетного комплекса. В результате атаки пострадали двое мужчин.
«Во Львовской области враг нанес удар по промышленной зоне, есть разрушение и возгорание», — заявил глава МВД.
«Силы ПВО сегодня сбили четыре крылатые ракеты, которые летели к нам, — заявил мэр Львова Андрей Садовой. — Объекты поражения могли быть как в городе, так и области».
В городе Дрогобыч во Львовской области в 6:25 было два попадания по промышленному объекту, загорелся цех, разрушено трехэтажное здание склада. Еще один ракетный удар пришелся по частному двухэтажному складу, там тоже начался пожар. В Дрогобыче находится нефтеперерабатывающий завод.
Есть «попадание и повреждение» также в Ровенской области, сообщал министр внутренних дел Украины.
К восьми утра массированная атака все еще не закончилась. Воздушные силы ВСУ сообщали, что как минимум одна крылатая ракета продолжает движение в направлении Черновицкой и Ивано-Франковской областей. В 8:42 наконец было объявлено об отмене воздушной тревоги.
Снова удар по энергетике
Сетевой оператор «Укрэнерго» заявил, что это первая российская атака на энергетическую инфраструктуру за шесть месяцев, и сообщил о повреждении объектов в западном и центральном регионах. Агентство Reuters называет эту атаку самой крупной за несколько недель.
Утром Россия не комментировала ракетные удары, нанесенные во время визита президента Украины Владимира Зеленского в США, где он принял участие в заседании Генассамблеи и Совбеза ООН. Днем российское Минобороны выступило с утверждением о том, что «групповой удар высокоточным оружием большой дальности воздушного базирования» и ударными дронами по «объектам военной промышленности», а также центрам радиотехнической разведки и «подготовки диверсионных групп ВСУ».
С середины лета, когда была прекращена «зерновая сделка», Москва наносила ночные удары дронами по Одесской области. Ракетные удары наносились и по другим регионам Украины.
19 сентября массированной атаке дронов-камикадзе подвергся Львов. Погиб один человек. Беспилотники тогда пролетели над центральной площадью города, нападение продолжалось несколько часов — это была самая продолжительная атака на город с начала войны.
Накануне утром Воздушные силы ВСУ сообщали, что за ночь удалось сбить 17 дронов-камикадзе, было попадание в нефтеперерабатывающий завод в городе Кременчуге.
Корреспондент Daily Truth Святослав Хоменко — о том, чем отличается первая за полгода бомбежка объектов инфраструктуры Украины от обстрелов в прошлом году
На прошлой неделе я проходил по забитой туристами центральной площади Львова. Рядом с одной из кафешек у меня в прямом смысле дернулось веко: там проводили капитальный ремонт, и рядом со входом громко тарахтел дизель-генератор.
Этот звук, который многие украинцы наверняка хотели бы забыть, но прекрасно помнят — как будто перенес меня в прошлую осень-зиму, когда российская армия провозгласила своим главным врагом украинскую энергетическую систему.
Тогда улицы украинских городов были наполнены этим звуком. Весной удары по электростанциям, ТЭЦ и трансформаторам прекратились, а лето как будто стерло в памяти воспоминания о самой темной зиме в истории Украины.
До сегодняшней ночи. Жители большей части страны были разбужены сиренами воздушной тревоги дважды за ночь. А на утро оказалось, что целями российских ракетных ударов стали объекты энергетики, обесточены почти 400 населенных пунктов в пяти областях страны.
Тем не менее, ощущения абсолютного дежавю у меня в голове не возникло. Между «тогда» и «сейчас» есть ряд существенных отличий.
В прошлом году российская пропаганда объясняла удары по энергетике возмездием за атаку украинцев на Крымский мост. В этом – причин для уничтожения подстанции в Ровно, других гражданских объектов, дающих людям свет и тепло, даже не называлось. Но это отличие скорее формальное – понятно, что Россия делает это, потому что может. Украинские, западные да и часть российских экспертов еще в прошлом году утверждали, что никакого военного смысла подобные удары не имеют.
В прошлом году Россия атаковала украинскую энергетику под аккомпанемент своих значимых поражений на поле боя. Серия ударов началась после успешного наступления ВСУ под Харьковом, продолжилась во время «непростого решения» по Херсону.
Сейчас ситуация на поле боя покрыта туманом войны: на юго-востоке страны четвертый месяц продолжается украинское наступление, однако его перспективы до сих пор не вполне ясны.
Можно долго гадать, успела ли за эти полгода восстановиться украинская энергосистема, каким сейчас является запас ее мощности, сколько систематичных ударов она может вынести. Можно так же долго рассчитывать, насколько сильнее стали за это же время украинские силы ПВО, многократно усиленные благодаря помощи западных партнеров Киева.
Но главное отличие, пожалуй, состоит не в этом. В прошлом году сама мысль о том, что теперь Россия будет воевать против света в домах украинцев, что она сможет сломить украинцев, «загнав их в каменный век», внушала леденящую неуверенность в завтрашнем дне, страх перед темной и холодной неизвестностью.
Сейчас — когда оказалось, что это и был последний аргумент «второй армии мира», и этой зимой она намеревается его повторить — новости об ударах по энергетике вызывают скорее глубокий вздох: что ж, пережили прошлую зиму, справимся и в эту.
Так что расчехляем генераторы, заряжаем пауэрбанки, зима близко, но сколько там той зимы.
Ах да. Наверное, стоит упомянуть и еще об одном отличии: о том, что к возможным новым российским ударам готовились не только украинские энергетики.
На прошлой неделе в интервью Economist глава украинской военной разведки Кирилл Буданов заявил, что Киев работает над программой «сдерживания и возмездия» для противостояния ожидаемым российским ударам по инфраструктуре.
«Пусть начнут. Они получат ответ», — сказал он.
И, пожалуй, об этом отличии нынешней ситуации от прошлогодней мы пока знаем меньше всего.