Австралийские ученые обнаружили в мозге женщины живого червя длиной 8 см. Его удалили из лобной доли мозга пациентки во время операции в Канберре в прошлом году.

Женщина обратилась к врачам в конце января 2021 года, жалуясь на боли в животе и диарею, постоянный сухой кашель, высокую температуру и потливость.

В следующем году женщина начала жаловаться на забывчивость и депрессию. Ее направили в больницу Канберры для МРТ головного мозга, которая выявила «атипичное поражение правой лобной доли головного мозга», требующее хирургического вмешательства.

Во время операции нейрохирург Хари Прия Банди извлекла из мозга пациентки 8-сантиметрового красного червя.

«Но нейрохирург, конечно, не думал, что найдет извивающегося червя, – сказал врач-инфекционист больницы в Канберре и доцент медицины в Австралийском национальном университете Санджай Сенанаяке. – Нейрохирурги регулярно имеют дело с инфекциями в мозге, но эта находка была единственной в своем роде. Никто не ожидал найти такое».

Обнаружив неожиданную находку, группа специалистов больницы собралась на консилиум, чтобы понять, что это за червь, откуда он взялся и главное – как лечить пациентку.

«Мы просто обратились к учебникам, изучая различные виды круглых червей, которые могут вызывать неврологические инвазии и заболевания», – говорит Сенанаяке. Их поиски не дали результатов, и они обратились за помощью к сторонним специалистам.

«Канберра – небольшое место, поэтому мы отправили червя, который был еще жив, прямо в лабораторию ученого из CSIRO, который имеет большой опыт работы с паразитами», – сказал Сенанаяке. Тот немедленно определил незваного гостя как Ophidascaris robertsi – круглого червя, часто встречающегося у ковровых питонов, неядовитых змей, обитающих на большей части территории Австралии.

Это первый случай обнаружения этого паразита у человека.

Ковровый питон
Пропустить Реклама подкастов и продолжить чтение.

Что это было?
Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Реклама подкастов

Как оказалось, пациентка живет вблизи озера, где обитают ковровые питоны. По словам Сенанаяке, несмотря на отсутствие прямого контакта со змеями, она часто собирала местные травы в окрестностях озера, чтобы использовать их в приготовлении пищи.

Врачи и ученые, занимавшиеся этим случаем, предполагают, что паразит мог попасть в траву с фекалиями питона. По их мнению, личинки попали на пищу или кухонную утварь из-за немытых рук, а возможно, и с зеленью.

По словам Сенанаяке, этот случай подчеркивает опасность передачи болезней и инфекций от животных к человеку, особенно по мере того, как люди и животные начинают жить все ближе друг к другу, а их места обитания все больше пересекаются.

«За последние 30 лет в мире было зарегистрировано около 30 новых случаев заражения, – говорит он. – Из всех новых инфекций, возникающих в мире, около 75% являются зоонозными, то есть передаются от животных к человеку. К ним относятся коронавирусы».

«Ophidascaris не передается от человека к человеку, поэтому этот случай не вызовет пандемии, вроде ковида или Эболы, – продолжает он. – Однако этот питон и этот паразит встречаются в других частях света, поэтому вполне вероятно, что в ближайшие годы будут выявлены другие случаи заболевания в других странах».

Врач-инфекционист, профессор Питер Коллиньон, не принимавший участия в лечении пациента, сказал, что некоторые случаи зоонозных заболеваний может вообще не удаться диагностировать, поскольку они встречаются редко, и врачи не знают, что искать.

«Иногда люди умирают, так и не найдя причину заболевания, – сказал он. – Стоит проявлять осторожность при встрече с животными и окружающей средой, тщательно мыть продукты и правильно готовить пищу, а также носить средства защиты, например, длинные рукава, чтобы избежать укусов».

Сама же пациентка, по словам врачей, хорошо поправляется, хотя за ней по-прежнему тщательно наблюдают. Врачи пытаются понять, не могло ли предшествующее заболевание, вызвавшее снижение иммунитета, привести к тому, что личинкам удалось закрепиться в организме.

Этот случай был описан в сентябрьском выпуске журнала Emerging Infectious Diseases.

Контекст
Линия