Грузовое судно Pyxis Ocean, оснащенное разработанными в Великобритании гигантскими парусами, вышло в свое первое плавание.
Судоходная компания Cargill, зафрахтовавшая судно, надеется, что новая технология поможет отрасли сократить углеродные выбросы – по оценкам, на мировое коммерческое судоходство приходится около 2,1% мировых выбросов углекислого газа (CO2).
Жесткие паруса WindWings, напоминающие крыло самолета, должны помочь сократить расход топлива дизельных двигателей, приводящих судно в движение.
Судно Pyxis Ocean вышло в рейс из Китая в Бразилию. Это станет первым реальным испытанием технологии новых парусов.
На стоянке в порту они складываются, а в открытом море раскрываются. Высота парусов – 37,5 метра, они сделаны из того же материала, что и ветряные турбины, что делает их более долговечными.
Разработчики ожидают, что с использованием парусов расход топлива судна за все время его службы можно будет сократить на 30%.
Pyxis Ocean потребуется около шести недель, чтобы добраться до места назначения. Однако технология, использованная на судне, сначала появилась на спортивных судах
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Реклама подкастов
Ее разработала британская компания BAR Technologies, созданная на базе команды яхтсменов сэра Бена Эйнсли, участвовавшей в Кубке Америки 2017 года – эту гонку спортивных судов иногда называют «морской Формулой-1».
«Это один из самых низкоскоростных проектов, над которыми мы работали, но, без сомнения, наиболее важных для планеты», – сказал Daily Truth руководитель компании Джон Купер.
Он считает, что плавание Pyxis Ocean станет поворотным пунктом для индустрии морских перевозок, а уже через несколько лет половина новых судов будет оснащаться новыми парусами.
«Причина моей уверенности – экономия: полторы тонны топлива в день. Если установить на судно четыре крыла, то это шесть тонн сэкономленного топлива, 20 тонн сэкономленного CO2 – в день. Это огромные цифры», – говорит он.
Паруса были разработаны в Великобритании, однако производят их в Китае. По словам Купера, делать их у себя в стране мешает отсутствие государственной поддержки для снижения стоимости импортируемой стали.
По мнению экспертов, применение энергии ветра в судоходстве – это весьма перспективное направление для исследований.
Отрасль производит примерно 837 млн тонн углекислого газа в год, и в июле предложила свести выбросы до нуля «к 2050 году или около того», что, по мнению критиков, явно недостаточно.
«Ветроэнергетика может существенно изменить ситуацию», – говорит доктор Саймон Буллок, исследователь судоходства в Центре Тиндалла при Манчестерском университете.
По его словам, новые, более чистые виды топлива появятся не сразу. «Поэтому мы должны бросить все силы на принятие оперативных мер на существующих судах – например, на переоснащение судов парусами и похожими приспособлениями», – считает он.
Конечная цель – это безуглеродное топливо на судах, но пока этого не произошло, надо бороться за то, чтобы каждое плавание было максимально экономичным, и снижение скорости плавания – это важная часть борьбы за эффективность морских перевозок, полагает Буллок.
Стивен Гордон, управляющий директор компании Clarksons Research, специализирующейся на анализе данных морских перевозок, согласен с тем, что технологии, связанные с применением ветра, набирают обороты.
«За последние 12 месяцев количество судов, использующих эту технологию, удвоилось, – говорит он. – Но в международном судоходном флоте, включая портфели заказов на новые постройки, насчитывается более 110 тысяч судов, а на сегодняшний день технологии ветра используют менее сотни из них».
Более того, паруса и схожие технологические решения могут оказаться неподходящими для некоторых типов судов, например контейнеровозов.
«Учитывая масштабы проблемы и разнообразие мирового судоходного флота, вряд ли удастся найти единое решение для отрасли в краткосрочной или среднесрочной перспективе», – прогнозирует Гордон.