Удар дрона по базе США в Иордании, который убил троих и ранил еще несколько десятков американских военных, ставит в сложное положение главнокомандующего вооруженными силами США, президента Джо Байдена. Впервые с начала войны в Газе в регионе погибли американские солдаты.
Это резкое обострение выглядело почти неизбежным.
Поддерживаемые Ираном группировки с середины октября постоянно наносили удары по американским военным объектам в Ираке и Сирии. Многие американские солдаты были ранены. США регулярно наносили ответные удары в обеих странах.
Но в этот раз Соединенным Штатам придется решать, объявлять ли виновником произошедшего сам Иран. И этот вариант чреват опасной эскалацией.
«Мы заставим ответить всех виновных в тот момент и тем способом, которые сочтем нужными», — первое предупреждение Байдена было сформулировано расплывчато.
Соединенные Штаты понимают, что все должны увидеть, что они способны более решительно защищать своих военных. Критики президента Байдена воспользуются моментом и снова обвинят его в излишней мягкости по отношению к Ирану. Байден же, находясь на посту президента, старался очерчивать участие США в далеких войнах четкими «красными линиями» и не втягивать американцев в слишком дорогостоящие конфликты.
В ходе нынешней вспышки и Вашингтон, и Тегеран, давние враги, до сих пор тщательно избегали прямого столкновения.
Руководство Ирана, несмотря на внутриполитическое давление, воздержалось от ударов по израильским или американским объектам в ответ на убийство высокопоставленных командиров Корпуса стражей исламской революции, в котором он обвиняет Израиль. В середине января Иран все же ответил, но при этом ударил по менее проблемной цели — по объекту, который он назвал штабом Моссада в иракском Курдистане.
США при поддержке Британии и других стран уже ведут военную кампанию против йеменских хуситов, что пока не заставило последних прекратить обстрелы судов на важнейшем торговом пути в Красном море. Теперь американцам придется взяться и за другие поддерживаемые Ираном группировки, но таким образом, чтобы и без того нестабильный регион не сорвался в очередной опасный штопор.