Депутаты Верховной Рады Украины решили не выносить на голосование правительственный законопроект о новых правилах мобилизации. После консультаций с военным руководством страны его отправили авторам на доработку.
Теперь правительство должно изменить наиболее скандальные нормы законопроекта с учетом замечаний, а потом снова внести документ в парламент.
В четверг вечером, уже после того, как стало известно о решении депутатов, министр обороны Украины Рустем Умеров написал в своем фейсбуке, что правительство уже подготовило новый проект закона о мобилизации с учетом предложений парламента и его в ближайшее время внесут в Раду.
«Нашим воинам нужна ротация и отпуска. Нашим воинам нужна возможность восстановиться. Наши воины имеют право знать, что их ждет, и планировать собственную жизнь», — пишет Умеров. Он добавляет, что законопроект установит «четкий срок службы по мобилизации».
Переговоры относительно судьбы законопроекта продолжались несколькодней. До последнего не было ясно, будет ли Рада принимать его хотя бы в первом чтении, или забракуетсовсем.
Днем 11 января глава фракции пропрезидентской партии «Слуга народа» Давид Арахамия сообщил, что по итогам заседания согласительного совета парламента и закрытого совещания с военным руководством документ все же решили отправить авторам, то есть вКабмину.
В правительство также передадут предложения комитетов Рады и рабочих групп.
«Было много дискуссий. Мы понимаем запрос военного командования и готовы идти навстречу. Но не все нормы могут быть поддержаны. Некоторые положения прямо нарушают права человека, некоторые не оптимально сформулированы. Об этом открыто сказали военному командованию», — написал Арахамия.
При этом он подчеркнул, что все политические силы в парламенте «поняли и поддерживают необходимость мобилизации».
Теперь парламент сможет вернуться к законопроекту не раньше февраля, когда соберется снова.
Что предусматривал правительственный законопроект?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Реклама подкастов
Правительственный законопроект о новых правилах мобилизации и нововведениях в военной службе зарегистрировали в Раде в Рождество, 25 декабря.
Вокруг него сразу же развернулись дискуссии. Он вызвал немало критики, причем как со стороны оппозиции, так и от представителей власти. В парламент внесли сразу четыре альтернативных проекта.
Главная цель правительственной инициативы — упростить и сделать более эффективной мобилизацию в армию в условиях, когда война с Россией затягивается, а Украина нуждается в большем количестве ресурсов.
В частности, президент Владимир Зеленский говорил, что в следующем году ВСУ будут нужны 450-500 тысяч новобранцев.
Главные предложения в отношении новых правил мобилизации в правительственном законопроекте были такими:
Отдельно законопроект также предлагал изменить некоторые подходы к службе, в том числе он впервые предлагает ввести демобилизацию для военных, которые служат с начала вторжения России 24 февраля 2022 года.
Среди таких предложений:
Дискуссии и наиболее спорные положения
Вопросы и претензии к правительственному законопроекту посыпались сразу после публикации.
Чаще всего звучало обвинение в «неконституционности». В частности, в том, что документ противоречит базовым правам человека, которые гарантированы основным законом.
Об этом заявили в оппозиции. Это признают также представители власти.
Больше всего претензий вызвали положения о санкциях к уклонистам. Например, ограничение права распоряжаться собственным имуществом, управлять автомобилем и тому подобное.
«Если человек официально владеет, например, домом, то мы не можем на уровне закона запретить ему продать этот дом или купить другой. Это будет прямо противоречить Конституции», — объяснял уполномоченный Верховной Рады по правам человека Дмитрий Лубинец.
Сопредседатель оппозиционной фракции «Европейская солидарность» Ирина Геращенко заявляла, что эти нормы не только нарушают права человека, но и «открывают пространство для злоупотреблений со стороны ТЦК».
«По их решению к военнообязанным будет применен ряд ограничений, которые могут превратить жизнь украинских мужчин в ад. Ведь речь идет о внесудебном лишении права распоряжаться своим имуществом и прочее, даже если у тебя есть болезни или другие основания для отсрочки, но ТЦК их „не увидел“», — объясняла Геращенко.
Антикоррупционный комитет Рады, который готовил заключение по законопроекту, согласился, что эти положения содержат «коррупционные риски». Но не только они.
Комитет рекомендовал, в частности, отказаться от положения, по которому органы местного самоуправления должны «обеспечить прибытие» военнообязанных в ТЦК. По его мнению, принуждение к этому — не их компетенция и может «порождать произвол».
Но вопросов, требующих «тщательной доработки», в проекте значительно больше, подчеркивала глава антикоррупционного комитета Рады Анастасия Радина.
«В первую очередь — по преодолению коррупции в военно-врачебных комиссиях и медико-социальных экспертных комиссиях. Доработать нужно и процедуры подтверждения других обстоятельств, которые являются основаниями для отсрочки», — объясняет она.
Немало претензий было к законопроекту и в профильном комитете Рады по вопросам нацбезопасности.
Дискуссия там продолжалась несколько дней, в том числе с участием представителей Минобороны и военного руководства.
Член комитета и представитель партии «Слуга народа» Федор Вениславский признал: по некоторым моментам военные и депутаты так и не могли прийти к согласию.
По словам Вениславского, больше всего дискуссий вызвали положения об ограничении конституционных прав людей, которые уклоняются от мобилизации.
Он уверял, что норма, которая позволяет ТЦК по своему усмотрению вносить уклонистов в реестр должников, а значит, ограничивать в базовых правах, одобрения комитета не получит.
Депутат также заявил, что «уверен, что не пройдет» положение о разрешении мобилизации людей с инвалидностью. «Это точно не тот путь, по которому мы должны идти», — заявил он.
Комитет, по его словам, также против включения в законопроект положения о вручении электронных повесток.
Заместитель председателя комитета по вопросам национальной безопасности Егор Чернев добавлял, что дискуссии велись в отношении проблемы демобилизации и снижения возраста мобилизации до 25 лет.
По его словам, нынешнее положение о демобилизации после 36 месяцев службы во время военного положения вызывает вопросы у Минобороны и Генштаба — они сейчас не могут предусмотреть свои возможности по замене опытных людей на линии фронта.
«Но это не значит, что мы не будем рассматривать какие-то альтернативные подходы. Возможно, будут разные подходы для тех, кто сейчас воюет в тылу, и тех, кто воюет на переднем крае», — предполагает депутат.
В офисе президента бурную дискуссию вокруг инициативы правительства считают адекватной.
«Это очень хорошо, что на уровне Генерального штаба, Министерства обороны, Министерства финансов или кабмина в целом, на уровне профильных комитетов Рады, на уровне экспертной среды происходит дискуссия. Это правильно», — заявлял ранее советник главы Офиса президента Михаил Подоляк.
Он говорил, что несмотря на «традиционные для Украины хейт, хайп, токсичность и скандалы», общество в конце концов увидит окончательную версию законопроекта, где будут «соответствующие правильные нормативные позиции».