Шведы обеспокоены словами сразу двух высокопоставленных лиц государства о том, что страна должна подготовится к войне. И хотя напрямую не прозвучало, что имеется в виду война с Россией, это следует из контекста.
Министр гражданской обороны Швеции Карл-Оскар Болин заявил на прошедшей в минувшие выходные конференции по безопасности, что не исключает такой возможности.
Его поддержал главнокомандующий вооруженными силами генерал Микаэль Бюден.
Шведская оппозиция обвинила их в паникерстве, но признает, что ситуация с безопасностью в стране ухудшилась.
Главнокомандующий Бюден заявил, что в его опасениях нет ничего нового на фоне войны, которая уже идет в Европе.
Месяц назад он посетил восточный фронт Украины. Швеция входит в группу стран, обучающих украинских пилотов, и рассматривает возможность отправки Киеву современных истребителей Gripen.
«Моя цель — не беспокоить людей, моя цель — заставить ихзадуматься о ситуации и своих обязанностях», — сказал он в комментарии шведской прессе.
Министр гражданской обороны Болин тоже заявил, что не преследует цели лишить шведов сна, но просит их задуматься о том, что происходит.
Он обратился к местным властям и специалистам по чрезвычайным ситуациям максимально подготовить сферу гражданской обороны к возможному развитию событий.
По его словам, он обеспокоен тем, как работают определенные механизмы в стране.
С чем связаны разговоры о войне
Швеция, более 200 лет не участвовавшая в войнах, близка к вступлению в НАТО. Это произойдет, как только парламенты Турции и Венгрии – последние из стран-членов альянса – ратифицируют соглашение.
Ранее к НАТО присоединилась Финляндия. Москва негативно отреагировала на этот шаг и предупредила, что Финляндия пострадает первой, если напряженность в отношениях с НАТО возрастет.
У Швеции в отличии от Финляндии нет общих границ с Россией, но в последние годы шведские власти неоднократно заявляли о возможных проникновениях российских подлодок в их территориальные воды.
Также Швеция принимает участие в расследованиях участившихся случаев повреждений кабелей и газопроводов в Северном и Балтийском морях, подозрения в причинении которых ложатся на Россию.
Об угрозе со стороны России для всех близлежащих стран часто заявлял и президент Украины Владимир Зеленский.
Он также принимал участие в конференции по безопасности и призвал Стокгольм сотрудничать с Украиной и другими странами в оборонной сфере, чтобы «вместе становиться сильнее».
В декабре прошлого года о необходимости подготовки к столкновению с Россией говорил и глава Бюро национальной безопасности Польши (BBN) Яцек Севера.
По его словам, страны на восточном фланге НАТО должны быть готовы к возможной конфронтации уже через три года, а не через шесть, как ранее предлагалось в докладе Совета по международным отношениям Германии.
По мнению Северы, прогнозы немецких военных экспертов слишком оптимистичны.
Реакция в Швеции
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Реклама подкастов
Об обеспокоенности шведов можно судить по резкому росту количества звонков на горячие линии различных организаций.
В частности, в организации по защите прав детей Bris заявляют, что на ее национальную линию доверия поступает много звонков от подростков и молодых людей с просьбой прояснить ситуацию.
По словам абонентов, тон новостных репортажей и посты о возможной войне в Тик-Токе и на других платформах вызывают беспокойство.
Пресс-секретарь Bris Майя Даль сказал, что звонки на тему войны в организацию по защите прав детей – беспрецедентная ситуация.
По словам шведского эксперта по обороне Оскара Йонссона, хотя предупреждения глав оборонных ведомств прозвучали чрезмерно пугающе, они призваны стать сигналом к действию тем структурам, от которых зависит качество подготовки к нежелательному развитию событий.
«Время ограничено. Шведские вооруженные силы невероятно компетентны, но их масштаб далек от необходимого. В последнем законопроекте по обороне предлагается создать 3,5 бригады, тогда как перед началом войны у Украины таких бригад было 28», — сказал Йонссон в интервью Daily Truth.
При этом, по словам Йонссона, вовлечение Швеции в войну с Россией возможно при трех условиях: война в Украине подходит к концу либо закончена, у российской армии есть время и средства восстановиться и перевооружиться и Европа теряет военную поддержку США.
Все три пункта эксперт считает возможными, но маловероятными в ближайшем будущем.
Премьер-министр Ульф Кристерссон недавно заявил, что в 2024 году Швеция достигнет критериев НАТО по расходованию 2% от ВВП страны на военную оборону, удвоив свои расходы с 2020 года.