Преображенский суд Москвы приговорил к 12 годам колонии строгого режима бывшего министра по делам открытого правительства Михаила Абызова, обвиняемого в создании преступного сообщества и мошенничестве.
Суд также назначил Абызову штраф в 80 млн рублей и запретил ему на три года занимать должности, «связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в государственных органах».
Обвинение просило приговорить экс-министра к 19 с половиной годам колонии.
В середине декабря о запрошенном для Абызова сроке, не упоминая фамилию, рассуждал президент России Владимир Путин: «Сейчас мне говорят про бывшего министра — ему чуть ли не 19 с лишним [лет] за определенные нарушения. То, что он сделал… плохо. Надо ли там 19 с половиной или 14 лет? Законодатель должен подумать… Пока закон существует, его надо исполнять».
Еще 11 подсудимых по делу Абызова прокурор попросил приговорить к срокам от семи до 18 с половиной лет колонии. Фигурантам дела было предъявлено обвинение в создании преступного сообщества, участии в нем, особо крупном мошенничестве, коммерческом подкупе, незаконном участии в предпринимательской деятельности, а также отмывании денег.
Абызов вину не признал. Весной 2022 года, выступая в суде, экс-министр заявил, что на протяжении трех лет с момента ареста пытался понять, в чем конкретно его обвиняют, и назвал свое дело «произвольным сочинением на тему Уголовного кодекса».
Абызов был задержан в марте 2019 года и с тех пор находится в СИЗО. В октябре 2020 года суд взыскал с экс-министра и пяти иностранных юридических лиц более 32,5 млрд рублей.
Что вменяют Абызову
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Реклама подкастов
Ключевой эпизод обвинения связан с хищением у компаний «Сибирская энергетическая компания» и «Региональные электрические сети» —ведущих поставщиков энергии в Новосибирской области — в 2011–2014 годах.
По версии следствия, Абызов и другие фигуранты дела создали преступное сообщество и похитили у «Сибэко» и РЭС 4 млрд рублей «путем обмана акционеров» этих компаний, а похищенные деньги в полном объеме вывели за рубеж.
В итоге, как считает следствие, Абызов и предполагаемые сообщники «поставили под угрозу устойчивое экономическое развитие и энергетическую безопасность ряда регионов страны».
Абызов заявлял, что категорически не признает вину в инкриминируемых ему преступлениях. Он называл обвинение абсурдным, утверждая, что не мог «украсть у самого себя», так как оба предприятия на тот момент принадлежали ему на 96%.
В деле были и другие эпизоды. В частности, экс-министра обвинили в том, что он незаконно занимался предпринимательством, участвуя в деятельности подконтрольных ему кипрских компаний и приобретя акции «Сибирской энергетической компании».
Чем известен Абызов
С 2012 по 2018-й год Абызов работал министром по координации деятельности «Открытого правительства» в кабмине Дмитрия Медведева — по сути он занимался повышением прозрачности федеральных структур. При этом Абызова также называли «министром без портфеля».
Абызов начал карьеру в ранних 90-х с бартерных схем на госзакупках в Сибири. К концу 1990-х ему удалось построить бизнес-империи на приватизационных сделках, а его настоящий поход во власть начался с работы правой рукой Анатолия Чубайса в РАО ЕЭС.
Абызов ставил себе в заслугу, что его команда жесткими методами (в том числе веерными отключениями электричества) обеспечила для РАО ЕЭС погашение 200 млрд рублей долгов.
В нулевые Абызов создал инжиниринговую компанию для строительства электростанций под ключ — ОАО «Группа Е4». Но она рухнула из-за долгов в 2014 году.
Ключевым кредитором группы был Альфа-Банк, председатель его совета директоров Петр Авен жаловался на Абызова на встрече с президентом, сообщал РБК со ссылкой на собеседника, близкого к правительству. Близкий к Абызову собеседник РБК говорил о внимании к нему со стороны ФСБ: «Все шесть лет работы Абызова в правительстве писали на него доносы президенту».
Как отмечал в суде прокурор, на иждивении у Абызова — четверо детей и пожилая мать.