13 лет за чужое преступление и 64 года борьбы за оправдание и компенсацию. История Фатхуллы Исхакова
В 1959 году жителя башкирской деревни Фатхуллу Исхакова незаконно осудили на 13 лет за преступление, которого он не совершал. Пока мужчина отбывал срок в колонии, его жена, маленький сын и родители умерли, а второй сын попал в детский дом.
Исхаков добивался отмены приговора 64 года — посадили его в Советском Союзе во время хрущевской «оттепели», а реабилитировали только в 2023 году, через много лет после распада СССР.
В августе этого года 86-летнему пенсионеру наконец присудили компенсацию за незаконное уголовное преследование в 31 миллион рублей — это рекордная сумма в истории России. Однако сейчас, по словам Исхакова и его адвоката, пенсионеру угрожают отменой компенсации.
22-летнего Фатхуллу Исхакова задержали в мае 1959-го. Накануне ночью кто-то забрался в дом Рахматуллиных, его соседейпо селу Большие Каркалы в Башкирии, и порезал лица трем спящим женщинам.
Медэкспертиза — ее проводили без осмотра жертв, а удаленно, на основании медицинских выписок — сделала заключение, что травмы нанесли топором и женщинам причинили тяжкий вред здоровью. Исхакова обвинили в покушении на убийство трех человек. Сам он вину полностью отрицал. Однако его задержали — основанием стало то, что во время осмотра места преступления рядом с Исхаковым якобы залаяла служебная собака.
Молодого мужчину поместили в камеру и избивали пять дней; в деле появились якобы написанные им признательные показания — без подписи. Позже нашлись трое свидетелей, подтвердившие, что смогли рассмотреть Исхакова той ночью при свете луны в доме Рахматуллиных. Все трое спустя годы признались, что дали ложные показания под давлением сотрудников милиции.
Мотивы сфабриковать дело сам Фатхулла Исхаков в интервью «Медиазоне» (в 2019 году издание, включенное властями России в реестр «иноагентов», выпустило подробнейший текст про эту историю) объяснял обидой сельского милиционера, старшего оперуполномоченного Галиуллина за сестру: молодая девушка была влюблена в Исхакова, однако он женился на другой, и Галиуллин решил отомстить за отверженную родственницу.
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Реклама подкастов
Дело по обвинению в покушении на тройное убийство судья рассмотрел фактически за одно судебное заседание и уже через сутки вынес Исхакову обвинительный приговор.
Исхаков вышел на свободу 13 лет спустя — за это время умерли его молодая жена, один из сыновей и родители, а второй сын попал в детдом. «Я ад прошел», — говорил в 2023 году Исхаков на слушании дела о компенсации морального ущерба.
Жизнь на свободе он посвятил восстановлению справедливости. В 1976 году Исхакову удалось встретиться с одним из свидетелей — и тотпризнался, что дал ложные показания под давлением следователей. «В ходе вопросов я и мои товарищи сначала давали показания так, как это было в действительности. Но почему-то сотрудники, которые вели расследование, под всяким нажимом и угрозами заставили нас признаться в том, что недалеко от дома Рахматуллиных мы видели якобы Исхакова Фатхуллу, хотя мы его не видели», — написал тот в заявлении в прокуратуру. Еще двое свидетелей признались в лжесвидетельствовании позже, в 1986-м и 1990 годах.
В 1990 году Исхакову удалось добиться того, что прокуратура возобновила производство по делу ввиду вновь открывшихся обстоятельств. Тогда же провели повторную медэкспертизу — на этот раз всех потерпевших осмотрели и опросили. Оказалось, что от «ударов» они даже не проснулись. В 1959 году Исхакова обвиняли, что он ударил женщин топором по голове, на деле же оказалось, что женщинам нанесли порезы лезвием, и сам характер травм не позволял говорить о покушении на убийство. Однако производство по делу закрыли в 1993 году.
В мае 2009 года прокуратура проверила заявления свидетелей о даче заведомо ложных показаний и заключения медэкспертов и признала сам факт наличия «вновь открывшихся обстоятельств».
В 2012 году показания дал еще один человек — Наиль Саитбатталов. В своем обращении в прокуратуру Миякинского района Саитбатталов признался, что именно он в 1959 году напал на трех спящих молодых женщин. В тот вечер он с приятелями пьяными ходили по всему селу и «хулиганили»: «Где-то подперли входную дверь, где-то открыли хлев и выпустили скот».
Мотивом нападения была ревность: Саитбатталов «безумно любил» одну из девушек, Марьям Рахматуллину, считавшуюся первой красавицей села, однако она не отвечала ему взаимностью, и мужчина решил ее покалечить из мести. Он открыл входную дверь проволокой и зашел внутрь. «Сколько раз порезал лицо Марьям — не помню, цель была — испортить ей лицо, чтобы никто с ней не дружил», — писал он в своих показаниях. Двух других девушек он ранил заодно.
Информация о признательных показаниях Саитбатталова и троих свидетелей быстро стала публичной — в 2013-м канал НТВ организовал встречу уже пожилых Исхакова, Саитбатталова и пострадавшей Рахматуллиной и снял сцену их разговора и примирения.
Несмотря на это, добиваться отмены приговора, реабилитации и компенсации Исхакову пришлось еще больше 10 лет.
«Системе невыгодно создавать пример такой реабилитации»
«В России ранее не было практики отмены приговора по вновь открывшимся обстоятельствам», — объясняет адвокат Виталий Буркин. Бодаться с государством им с Исхаковым пришлось много лет.
По российским законам, отмена приговора в связи с новыми обстоятельствами и передача дела на новое рассмотрение возможны, если в суд поступит соответствующее заключение прокурора.
Однако в случае Исхакова прокуроры разных уровней неоднократно направляли в Верховный суд Башкирии заключения, что необходимо возобновить производство по уголовному делу, отменить приговор и вернуть дело на доследование. А потом — также неоднократно — свои заключения отзывали.
В 2015 году прокурор Республики Башкортостан признал сфальсифицированность обвинения и пытки Исхакова в милиции. Однако почти сразу, в том же 2015-м, он свое заключение отозвал. Причины отзыва, по словам адвоката Виталия Буркина, были произвольными и безмотивными.
На оспаривание этого у Фатхуллы Исхакова ушли годы. «Такую процедуру, вплоть до Верховного суда России, мы прошли трижды, — объяснял Буркин. — Трижды производство прокурором прекращалось, трижды эти решения признавались судами незаконными».
От отчаяния Фатхулла Исхаков неоднократно выходил на одиночные пикеты к башкирской прокуратуре. «Вы ждете моей смерти? Тогда я умру здесь!» — написал он на плакате в 2019 году.
В 2021 году Фатхулла Исхаков, которому на тот момент было уже 84 года, обратился в Конституционный суд России. «Мы оспаривали конституционность нормы о том, что приговор по вновь открывшимся обстоятельствам может быть отменен только по инициативе прокурора», — объясняет Виталий Буркин.
В декабре 2021-го Конституционный суд рассмотрел жалобу Исхакова и признал, что для отмены приговора по вновь открывшимся обстоятельствам заключение прокурора необязательно, если прокуроры многократно уклоняются от внесения такого заключения в суд. Профильные СМИ называли это решение революционным.
Однако сопротивление со стороны системы на этом не закончилось. «Сначала, пока требовалось заключение прокурора, суды писали: по фактам все нормально, но у вас заключения прокурора нет, — объясняет Буркин. — Когда выяснилось, что заключения прокурора не нужно, Шестой кассационный суд написал, что у вас нет оснований с фактической стороны».
Летом 2022 года Шестой кассационный суд РФ вынес решение, что отзыв прокурором заключения действительно был незаконным. Однако суд не возобновил уголовное дело, а самостоятельно оценил законность приговора 1959 года — и постановил, что доказательств для его отмены недостаточно.
Еще почти год ушел у Фатхуллы Исхакова на оспаривание в суде этого решения как незаконного и необоснованного — по мнению мужчины и его защиты, кассационный суд не имел права исследовать доказательства и делать выводы. Это правомочен делать только суд первой инстанции при рассмотрении дела по существу.
«Не может быть никаких сомнений в его невиновности, — заявлял тогда адвокат Виталий Буркин. — Но и сейчас издевательство продолжается. Уже 30 лет. Видимо, системе невыгодно создавать пример такой реабилитации. Но разве так должен работать суд?»
«Присужденная сумма была занижена почти в 15 раз»
Весной 2023 года Фатхулла Исхаков подал жалобу в президиум Верховного суда России. Это было последней возможной инстанцией.
В мае Верховный суд России рассмотрел дело Исхакова по существу. Он отменил приговор 1959 года Исхакову «за непричастностью к совершению преступления» и признал за 85-летним мужчиной право на реабилитацию.
Сразу после этого Исхаков подал иск о компенсации морального вреда. Он оценил ее в 450 миллионов рублей. Дом у моря — 100 миллионов рублей, обслуживание дома — 50 миллионов за десять лет, охрана и обслуга — 10 миллионов год, отдых и лечение — 5 миллионов в год, обосновывал он сумму в прениях.
В октябре Ленинский райсуд Уфы удовлетворил иск пенсионера частично, присудив ему компенсацию в 31,65 млн рублей.
Это стало рекордной суммой компенсации в истории России, однако, по мнению Исхакова, она необоснованно занижена. «Суд согласился со всеми моими доводами, обосновывающими сумму заявленного мною требования <…> таким образом, неясно, по каким причинам присужденная сумма была занижена почти в 15 раз», — писал он в апелляционной жалобе.
В решении по делу суд действительно признавал, что жизнь Исхакова была, по сути, разрушена неправомерным осуждением: «По освобождению <мужчина> смог встретить лишь сына, с которым, учитывая его возраст, смерть матери, фактически утратил семейные связи и до конца его жизни не смог их в полной мере восстановить <…> Потеря столь близких для истца людей, невозможность проститься с ними, несет для истца сильнейшую психологическую боль».
В апелляционной жалобе Исхаков также утверждал, что в ходе рассмотрения иска он «получал сведения, что суд находился под давлением со стороны руководства Верховного суда Башкирии в целях максимального занижения суммы компенсации».
В начале декабря 2023 года, уже когда была назначена дата апелляции, незнакомый мужчина на улице вручил Исхакову анонимное письмо с требованием забрать дело из суда и утверждением, что «никто не будет рассматривать его апелляцию честно».
«Анонимы указали, что на зампреда Ленинского райсуда Уфы Ильдара Сайфуллина, который рассматривал спор Фатхуллы о компенсации морального вреда, оказывалось беспрецедентное давление. Мол, сейчас даже в том суде назначили комплексную проверку из-за того, что Сайфуллин присудил „слишком большую сумму“ моему доверителю», — писал адвокат Виталий Буркин в своем телеграм-канале.
«Данное письмо является анонимным, его содержание следует расценить не иначе, как попытку вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия, вовлечение суда в конфликтные ситуации с целью оказания давления на судей и, соответственно, как проявление неуважения к суду», — ответила объединенная пресс-служба судов Республики Башкортостан.
В апелляционной жалобе Фатхулла Исхаков просит присудить запрошенную им компенсацию в полном объеме. «Я ад прошел, сейчас мне в раю надо жить», — говорил он в прениях в сентябре.
Заседание суда назначено на 20 декабря 2023 года.