Главные соперники на выборах в Пакистане Наваз Шариф и Имран Хан объявили о победе. Оба они в прошлом занимали пост премьер-министра и оба оказались в тюрьме по обвинению в коррупции. Имран Хан и сейчас находится в заключении, получив в сумме 31 год тюрьмы за коррупцию, разглашение гостайны и неправильно заключенный брак.
На выборах, состоявшихся в минувший четверг, Пакистанская национальная партия Шарифа набрала больше всего мест среди партий, участвовавших в голосовании. Однако сторонники Хана, которым пришлось баллотироваться как независимым кандидатам после того, как его партии запретили участвовать в выборах, получили больше мест, чем любая другая партия или блок.
Шариф заявил, что его партия будет вести переговоры с другими группами, чтобы сформировать коалиционное правительство, поскольку самостоятельно ей это сделать не удастся.
К моменту, когда Шариф сделал это заявление, уже были подсчитаны результаты по трем четвертям из 265 мест в парламенте.
Как и предсказывали аналитики, явного превосходства не добился никто.
Независимые кандидаты, большинство из которых поддерживал Хан, получили 98 мест из 245, подсчитанных к вечеру пятницы.
Пакистанская мусульманская лига Наваза Шарифа получила 69 мест, а Пакистанская народная партия Билавала Бхутто Зардари, сына убитой премьер-министра Беназир Бхутто, — 51.
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Реклама подкастов
Остальные голоса получили малые партии и другие независимые кандидаты.
«Пакистанская мусульманская лига — самая крупная партия в стране после выборов, и наш долг — вывести страну из водоворота», — сказал Шариф толпе сторонников, собравшихся у его дома в городе Лахор на востоке страны.
«Кто бы ни получил мандат, будь то независимые партии или партии, мы уважаем полученный ими мандат, — сказал он. — Мы приглашаем их сесть с нами за один стол и помочь этой израненной нации встать на ноги».
Шариф заявил, что его партия начнет переговоры с другими кандидатами, включая бывшего президента Асифа Али Зардари из Пакистанской народной партии уже в пятницу вечером.
Партия Хана «Пакистан Техрик-и-Инсаф» выпустила видеоклип, созданный с помощью искусственного интеллекта, и опубликовала его в социальной сети X. Обычно Хан передает послания своим сторонникам с помощью адвоката.
В обращении 71-летний Хан не признал победу Шарифа, поздравил своих сторонников с победой на выборах и призвал их праздновать и защищать свои голоса.
Высокопоставленный помощник Хана заявил, что лидеры» Техрик-и-Инсаф» проведут переговоры между собой, а также встретятся с Ханом в тюрьме в субботу, чтобы обсудить результаты.
Независимые парламентарии после выборов могут присоединиться к любой партии в парламенте, но не могут самостоятельно сформировать правительство — этому препятствует сложная система выборов в Пакистане. Она также предусматривает резервные места, которые распределяются между партиями в зависимости от их результатов.
Объявление результатов затянулось, что необычно для Пакистана. Временное правительство объяснило это приостановкой работы мобильной связи — ее отключили перед выборами в качестве меры безопасности.
«В результате недавних террористических актов в стране были потеряны драгоценные жизни людей. Меры безопасности необходимы для поддержания правопорядка и противодействия потенциальным угрозам», — заявил в связи с отключением связи представитель Министерства внутренних дел страны.
В среду в провинции Белуджистан в результате двух взрывов погибли 28 человек.
Ожидалось, что основная предвыборная борьба развернется между кандидатами, поддерживаемыми Ханом, чья партия победила на последних общенациональных выборах, и Мусульманской лигой Шарифа. Хан считает, что за репрессиями стоят могущественные военные, которые хотят изжить его партию. Аналитики отмечают, что Шарифу, в прошлом неоднократно сталкивавшемуся с генералитетом, в итоге удалось договориться с военными о поддержке.
На протяжении всех 76 лет независимости Пакистана военные прямо или косвенно доминируют политической жизни страны, хотя и утверждают, что в последние годы не вмешиваются в политику.
С семидесятых годов прошлого века страна пережила два военных переворота — генералов Зия-уль-Хака и Первеза Мушаррафа, а также правление семьи Бхутто — сначала первого президента страны Зульфикара Али Бхутто, а потом его дочери Беназир.
В субботу главком армии Пакистана поздравил страну с «успешным проведением» национальных выборов, заявив, что стране нужна «стабильная рука», чтобы уйти от политики «анархии и поляризации».
Коалиционное правительство «скорее всего, будет нестабильным и слабым», а «главным проигравшим… будет армия», говорит Марвин Вайнбаум, директор отдела исследований Афганистана и Пакистана Института Ближнего Востока в Вашингтоне.
«Потому что армия действительно поставила свою репутацию на то, что она сможет провести это голосование», — считает он.
Ожидалось, что выборы помогут разрешить кризис, с которым столкнулся Пакистан, но вердикт, вынесенный на основе раскола, «вполне может стать основой для еще более глубокого воздействия сил, которые создадут нестабильность», сказал Вайнбаум.
Аналитики считают, что коалиционному правительству будет трудно справиться с многочисленными проблемами, стоящими перед Пакистаном. В стране до сих пор ощущаются последствия катастрофических наводнений 2022 года, экономическая ситуация остается сложной.
Кроме того, растет угроза терроризма: по данным базирующегося в Исламабаде Центра исследований и безопасности, число погибших — среди сотрудников сил безопасности, членов вооруженных групп и мирных жителей — стало самым большим с 2017 года.
Первоочередной задачей нового правительства станет достижение нового соглашения о кредитах Международного валютного фонда — действующее соглашение истекает через три недели.