Российский Минздрав отказался от внедрения в медицинских учреждениях страны последней, 11-й по счету редакции Международной классификации болезней (МКБ) — основополагающего документа, утвержденного Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) для врачей всего мира.
Распоряжение премьера Михаила Мишустина о «приостановке плана мероприятий по внедрению» МКБ-11 опубликовано на сайте правовой информации. Там же уточняется, что сам этот план разработан и утвержден еще в октябре 2021 г., но до последнего времени никаких претензий к нему не было.
В пресс-службе Министерства здравоохранения ссылаются на то, что новый классификатор болезней от ВОЗ «противоречит традиционным ценностям» — в том числе и охраняемым законом — и якобы вызывает массу опасений у многих россиян, в том числе представителей власти.
«Решение о приостановлении реализации плана мероприятий по переходу на МКБ-11 принято в связи с большим количеством обращений граждан, общественных организаций, а также сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, в части возможного противоречия МКБ-11 традиционным моральным и духовно-нравственным ценностям, защита которых предусмотрена законодательством Российской Федерации», — утверждают в пресс-службе министерства.
Каким именно «традиционным моральным и духовно-нравственным ценностям» противоречит главный медицинский документ мира, в пресс-службе не уточнили.
Еще в июле прошлого года депутаты Госдумы критиковали наличие в новом классификаторе ВОЗ разделов, посвященных ЛГБТ (с тех пор Верховный суд признал «международное движение ЛГБТ» экстремистской организацией), а также трансгендерным людям и педофилии.
Государственная дума порекомендовала правительству эти разделы МКБ-11 не принимать.
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Реклама подкастов
Международная классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), — официальный перечень всевозможных расстройств и недомоганий, признанных международным медицинским сообществом нарушениями нормальной работы организма.
Поскольку документ отражает актуальный медицинский консенсус по поводу того, что считать отклонениями от нормы, а что нет, перечень регулярно пересматривается и уточняется Всемирной организацией здравоохранения. Происходит это в среднем каждые 10-15 лет.
Например, в 1970-е ВОЗ перестала считать психическим расстройством гомосексуальность, постановив, что «культурные представления не подтверждаются медицинскими фактами». С тех пор уже почти полвека во врачебном сообществе гомосексуальность считается вариантом нормы.
Предыдущую, 10-ю редакцию МКБ утвердилив 1990 году и за три с половиной десятилетия местами она сильно устарела. Работа над обновленным классификатором началась еще в 2007-м и растянулась на целое десятилетие, поскольку в старый текст специалисты предложили более 10 тысяч поправок.
Особенно остро в пересмотре нуждались проблемные состояния, связанные с сексуальным здоровьем, которые больше не считаются медицинским сообществом расстройствами или нарушениями психики. К таковым относится гендерное несоответствие, то есть разрыв между биологическим и психологическим полом пациента.
В новом документе такие состояния выделены отдельно. И упомянуты лишь потому, что у трансгендерных людей «все же имеются значительные потребности в медицинской помощи, которые могут быть удовлетворены полнее, если это состояние будет обозначено кодом в рамках МКБ».
По словам врача-сексолога, психотерапевта Амины Назаралиевой, это абсолютно правильный подход, «отражающий прогресс науки и прав человека».
За счет этого трансгендерные люди могли бы, например, получать помощь не только у психиатров, но и у эндокринологов и врачей других специальностей в рамках существующей системы здравоохранения, объясняет она.
На сегодняшний день, не имея такой возможности, многие пациенты занимаются самолечением: покупают гормоны на черном рынке без всякого одобрения или надзора специалиста или даже наносят себе увечья.
В рамках МКБ-11 проблему можно было бы решить хотя бы частично, но решение российских властей отказаться от внедрения документа сделать это не позволяет. А самих врачей ставит в очень сложное положение.
«Мы уже столкнулись с тем, что трансгендерные люди не могут получать в России помощь, — утверждает Назаралиева. — Мы били в набат и говорили, что это может привести к росту суицидов среди подростков. Потому что количество подростковых суицидов значительно выше именно в среде ЛГБТ».
«Врачи в растерянности, они не знают, как помогать», — уверяет она.
Некоторые коллеги Назаралиевой на свой страх и риск продолжают помогать пациентам, обратившимся к ним ещё до внезапного распоряжения премьера.
Впрочем, как долго они смогут это делать, неизвестно: есть информация, что в клиники, где помогают таким пациентам, уже приходили с проверкой из прокуратуры.
Таким образом, резюмирует психотерапевт, перед медиками стоит весьма непростая дилемма. С одной стороны, врачебная этика предписывает медикам ставить во главу угла интересы пациента. С другой — делать это запрещает законодательство, «которое почему-то в этих вопросах предпочитает прислушиваться не к профессиональному сообществу, а к общественному мнению».
«Если каких-то общественников смущают законы физики, мы же не отменяем законы физики и не переписываем их, — иронизирует Назаралиева. — Но в вопросах медицины нас — профессиональное сообщество — так и не услышали».
Daily Truth обратилась в ВОЗ с просьбой прокомментировать демарш российских властей, однако на момент публикации материала обещанный комментарий в редакции так и не получили.