Это перевод с сокращениями статьи Украинской службы Daily Truth. Оригинал на украинском языке — здесь.
Украинские военные впервые объявили, что в ходе очередного массированного ракетного удара России смогли «нейтрализовать» два десятка ракет средствами не обычной ПВО, а радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Западные аналитики говорят, что это переломный момент в вопросе защиты украинского неба. Но что это означает на самом деле?
В ночь на 13 января Россия нанесла очередной массированный удар по украинским городам. Российская армия запустила 40 средств поражения, в том числе 18 крылатых ракет, шесть управляемых авиационных ракет и шесть гиперзвуковых «Кинжалов».
Сбитых ракет, согласно отчету украинских военных, было не так много: семь крылатых и одна авиационная. Но, как заявило командование Воздушных сил ВСУ, еще около 20 российских ракет не достигли целей благодаря средствам РЭБ.
«Более чем на 20 [ракет] было непосредственное влияние средств РЭБ. А также, как уже отмечалось, есть и некачественные, возможно, ракеты, которые могут просто не долетать до своих целей и падать в поле», — пояснил пресс-атташе Воздушных сил Юрий Игнат.
Это был первый случай, когда Украина объявила о таком удачном применении РЭБ в борьбе с российскими ракетами.
Американский аналитический центр Институт изучения войны (ISW) отметил, что до последнего времени украинцы использовали средства радиоэлектронной борьбы для выведения из строя российских дронов, но не ракет.
«Это качественно новый подход в борьбе с врагом, который заключается в том, чтобы не тратить дорогие ракеты зенитно-ракетных комплексов, а применять РЭБ. Это теперь дает возможность воздействовать не только на „шахеды“, но и на ракеты», — сказал Украинской службе Daily Truth бывший замначальника генштаба ВСУ по вопросам ПВО генерал Игорь Романенко.
Что такое РЭБ?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Реклама подкастов
Суть радиоэлектронной борьбы заключается в том, чтобы при помощи электромагнитного излучения, в том числе радиосигналов, оказать воздействие на устройства противника. Таким образом РЭБ выявляет и глушит устройства противника и защищает свои войска.
Средства РЭБ могут работать в активном режиме — генерируя собственное излучение, либо в пассивном режиме — отбивая излучение вражеского объекта.
Невидимая война с использованием помех началась больше ста лет назад. Считается, что впервые РЭБ в боевых условиях была применена во время русско-японской войны в 1904 году, когда радиостанции России заглушили передачу радиосообщений между японскими кораблями.
С развитием техники средства РЭБ вышли на новый уровень, и уже во время Второй мировой войны применение радиопомех стало обычным явлением.
Но на первый план радиоэлектронная война выходит именно сейчас, когда в кармане у каждого военного есть телефон, над полем боя роятся сотни дронов, а от спутниковой навигации в основном зависит, попадут лив цель ракета и снаряд.
В этих условиях неудивительно, что операции на фронте обычно начинаются именно с глушения электронного оборудования противника. Кроме того, РЭБ защищает важные объекты в тылу.
Системы радиоэлектронной борьбы размещают как стационарно, так и на автомобилях, бронированных машинах, кораблях и самолетах.
И у Украины, и у России есть собственные разработки в сфере РЭБ, при этом обе армии продолжают активно пользоваться и системами еще советского производства.
По словам главнокомандующего ВСУ Валерия Залужного, на момент полномасштабного вторжения России около двух третей станций РЭБ на вооружении украинской армии были советского производства. Новыми были только 25 образцов. Теперь, как утверждает главком, ситуация на поле бое близка к ничейной.
«Мы практически достигли паритета в выполнении задач РЭБ, что значительно усложняет достижение преимущества как вооруженных сил Российской Федерации, так и Украины при применении оружия и войск вообще», — резюмировал Залужный.
Под покровом «Покровы»
Нейтрализацию российских ракет 13 января, возможно, могла обеспечить новая секретная разработка Украины — система «Покрова».
В открытом доступе информации о ней мало. Чуть ли не впервые о ней упомянул именно Залужный в статье в британском журнале Economist 1 ноября 2023 года. Там он написал о развертывании по всей Украине системы РЭБ «Покрова» с возможностью подмены спутникового радионавигационного поля («спуфинга»), а также глушения радионавигации по всей линии соприкосновения и на большей части территории Украины.
Через несколько дней после удара 13 января начальник управления РЭБ украинского генштаба полковник Андрей Стариков сказал в телеэфире, что «Покрова» уже работает. Правда, Стариков не ответил на прямой вопрос, покрывает ли она на самом деле всю территорию страны.
«Это передовая во всем мире система, такой ни у кого нет. Она может оказывать воздействие на наведение крылатых ракет и частично — на БПЛА „шахед“», — сказал полковник Стариков.
Ярослав Калинин, глава украинской компании „НВЦ Інфозахист“, которая производит средства радиотехнической разведки, говорит, что, возможно, командование слишком рано раскрыло тайну, каким образом удалось частично отбить российский ракетный удар.
«Говорить об эффективности таких средств РЭБ [против ракет] можно тогда, когда мы можем гарантировать 150-200% эффективности, а в ином случае пусть бы россияне гадали, отчего это их ракеты попадают в поля с кукурузой», — сказал Калинин Украинской службе Daily Truth.
Калинин подчеркивает, что всеукраинская система РЭБ не обязательно должна покрывать всю территорию страны — важно лишь, чтобы она воздействовала на спутниковую навигацию российской ракеты по маршруту ее полета. Смысл в том, чтобы система наведения ракеты накапливала ошибки, и на последнем участке маршрута она промахнулась.
«Можно получить погрешность в наведении, которая будет от 1% до 10% от дальности полета ракеты. То есть, если ракета летела тысячу километров, то 1% — это 10 км погрешности. Это значит, что боевая часть ракеты где-то все же взорвется, но не попадет в город. Скорее всего, она будет очень далеко от той цели, по которой пыталась попасть», — объясняет специалист.
При этом, по его словам, если максимально прикрыть десятками мощных средств РЭБ только какой-то один объект, например, здание в центре города, то это не сработает. Если радиоэлектронные передатчики, объясняет Калинин, начнут давить навигацию ориентировочно в километре от цели, то погрешность в 1% даст 10 метров отклонения, чего, очевидно, недостаточно. Поэтому воздействовать на навигацию ракеты надо на всем маршруте, чтобы накапливались ошибки.
Современные российские ракеты, например, Х-101, ориентируются по нескольким системам: спутниковой, инерционной, а также, возможно, уже задействуют механизм сканирования рельефа в полете и его сверки с заложенной в память картой (аналог американских систем TERCOM и DSMAC).
Инерционная система ведет ракету по показаниям ее собственных приборов, а спутниковая корректирует погрешности, накапливающиеся при полете на большое расстояние.
«Если эту [спутниковую] систему заблокировать или обмануть благодаря спуфингу, то крылатая ракета […] становится уже не высокоточным, а обычным боеприпасом», — говорит полковник Стариков.
При этом средства РЭБ могут не только отвести ракету от цели, но и заставить ее подняться выше над землей, что заставит включиться измерительные приборы инерционной системы. А это может сделать ракету легкой добычей для ПВО.
Что такое спуфинг?
Спуфинг — это подмена или, точнее, коррекция данных, которые поступают с навигационных спутников на приемник ракеты или беспилотника. Этот приемник получает и обрабатывает специальные коды сразу с нескольких спутников. Есть несколько систем спутниковой навигации, например, американская GPS, российская ГЛОНАСС или китайская «Бэйдоу».
«Спуфинг заключается в подмешивании погрешности, которую приемник не может отличить от настоящего спутникового кода и вынужден учесть в своих расчетах, — объясняет специалист по РЭБ Ярослав Калинин. — Таким образом, количество ошибочных кодов, которые вы можете подмешать в настоящий спутниковый сигнал, в какой-то момент может стать достаточным, чтобы ввести приемник в заблуждение».
Фактически передатчик средства РЭБ имитирует новое спутниковое созвездие и к 10 реальным спутникам добавляет еще 60 фиктивных. В результате приемник ракеты может, например, решить, что она находится в другом полушарии Земли.
По словам Калинина, сейчас уже созданы приемники с несколькими антеннами, которые могут определить, откуда пришел сигнал, и игнорировать сигналы, которые покажутся им вредоносными. Но и их можно перехитрить, например, размещая передатчики средств РЭБ в разных местах и на разной высоте.
«Есть бесчисленное множество комбинаций. Пока что комбинации, которые применяем мы, позволяют нам прикрывать стратегические объекты и снижать эффективность российских ракет. Но борьба продолжается, и об окончательной победе говорить еще слишком рано», — резюмирует Калинин.