В Газе находятся одни из старейших в мире церквей и мечетей, и многие из них не избежали масштабных разрушений в результате ударов израильской армии.
Всемирная служба Daily Truth уточнила количество религиозных объектов, поврежденных или полностью разрушенных с начала войны Израиля против ХАМАС в октябре прошлого года. Используя сообщения местных жителей, сведения из социальных сетей и спутниковые снимки, мы насчитали 117 объектов, которые, по сообщениям, были повреждены или разрушены в период с 7 октября по 31 декабря.
Из них мы подтвердили разрушение или частичное повреждение 72 мечетей и двух церквей, хотя ХАМАС утверждает, что это число гораздо выше.
Точно установить степень повреждений не всегда возможно. На спутниковых снимках часто видны только полностью разрушенные здания, к тому же в нескольких случаях из-за отсутствия достоверных данных мы не смогли сделать точные выводы о степени повреждения тех или иных объектов.
Согласно заявлению ХАМАС, с начала войны пострадали 378 мечетей и три церкви. «Это не первый раз, когда израильские оккупанты бомбят и разрушают мечети», но в этот раз разрушения особенно велики, говорится в заявлении.
Армия обороны Израиля утверждает, что боевики ХАМАС используют культовые сооружения в качестве прикрытия и плацдармов для нападений.
«Это была мгновенная смерть»
Церковь Святого Порфирия, названная в честь епископа V века, чья могила находится под ней, считается одной из старейших в мире. Это один из немногих христианских храмов, расположенных в секторе Газа. Значительная часть немногочисленного христианского населения Газы, насчитывавшего до войны около 1000 человек, тесно связана с этим районом вокруг церкви.
Как и многие другие палестинские христиане, Мариан Саба и ее семья во время войны искали убежище на территории церкви, полагая, что здесь они будут в безопасности. Но ночью 19 октября израильская ракета попала в одно из зданий церковного комплекса, убив 18 человек и ранив множество других.
Мариан рассказала, что ее 34-летний шурин Солиман был убит, пытаясь прикрыть своего сына от обломков рухнувшей стены. «Это была ужасающая сцена. Я [до этого] никогда не видела мертвых тел. Я не знала, что сказать, — говорит она. — Это была мгновенная смерть».
Рами Тарази, который в момент взрыва находился в одном из залов церкви, сказал: «Это была такая большая ракета, что даже люди, находившиеся в другом зале, оказались с ног до головы покрыты белой пылью».
«Мы вытащили 16 человек по частям и два целых трупа», — вспоминает Рами. Одним из убитых был его 36-летний двоюродный брат Сулиман, который, по словам Рами, всего часом ранее «разговаривал со мной и смеялся».
Израильские военные подтвердили, что часть церкви была повреждена в результате удара, который, по их словам, был нанесен по близлежащему командному центру ХАМАС.
В ЦАХАЛ Daily Truth сообщили, что могут «однозначно заявить, что церковь не была целью удара», и инцидент расследуется.
Согласно международному гуманитарному праву, преднамеренный обстрел религиозных зданий во время конфликта считается военным преступлением. Однако если такие объекты используются в военных целях, это правило на них не распространяется.
На видео ЦАХАЛ в социальных сетях видно, как армия входит в религиозные здания и показывает подземные туннели, которые, как утверждают израильские военные, использует ХАМАС.
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Реклама подкастов
Некоторые видео и фотографии, распространяемые в сети, показывают, кроме того, что израильские солдаты не проявляют должного почтения к религиозным объектам и с удовольствием комментируют их разрушение. На одном из изображений, появившемся в соцсети X, израильский солдат позирует на фоне обломков рухнувшего минарета, на которых на иврите начертано: «Этот храм будет хорошо построен». Daily Truth обратилась в ЦАХАЛ с запросом по поводу этого снимка, но ответа не получила.
В заявлении, направленном Daily Truth в ответ на просьбу прокомментировать ситуацию, в Армии обороны Израиля заявили, что «поведение солдат на видео не соответствует ценностям ЦАХАЛ». Инцидент изучается, добавили военные, и «будет принято решение о дисциплинарных мерах».
Профессор Джорджия Андреу из Института археологии при Университетском колледже Лондона изучает проблему разрушения объектов культурного наследия в секторе Газа. По ее словам, многие святые места имеют большое историческое значение. «Это следует рассматривать как часть более широкой попытки разорвать связи, которые установились у людей с этими местами», — говорит она и добавляет, что разрушение таких объектов, как и объектов исторического наследия в Газе, — «худшее из того, что я когда-либо видела».
«Я скучаю по звукам молитвы»
В отличие от тех, кто укрывается в христианских церквях, палестинские мусульмане предпочитают искать убежища вдали от мечетей, многие из которых были разрушены.
В Хан-Юнисе мы подтвердили факт разрушений мечети Халил аль-Рахман, которая, как сообщается, была повреждена в результате авиаудара по этому району.
Будучи правоверной мусульманкой, Ренад Алаа аль-Батаа часто посещала эту мечеть, где учила наизусть суры Корана. Но с начала войны она сюда не возвращалась.
«Раньше ЦАХАЛ редко атаковал мечети, разве что там были предполагаемые цели. Но в этот раз они разрушили несколько прекрасных мечетей, в которых нас воспитывали и учили нашей религии», — говорит она.
По ее словам, во время недельного перемирия в ноябре муэдзин соорудил импровизированный минарет и стал призывать к молитве пять раз в день с верхушки развалин, оставшихся от купола мечети Халил аль-Рахман. Она говорит, что это помогло ей почувствовать себя в безопасности, но это чувство исчезло, когда Израиль возобновил боевые действия против ХАМАС.
Одним из самых ярких примеров происходящего в Хан-Юнисе стало видео, на котором запечатлено внезапное и быстрое разрушение мечети Халид бин аль-Валид. В соцсети X его просмотрели почти 15 миллионов раз.
По словам аналитика по вооружениям Криса Партриджа, на видео видно, как сброшенная с самолета высокоточная управляемая бомба попадает в мечеть, после чего та превращается в облако пламени и дыма. По его словам, тип боеприпаса можно легко установить по его точности.
Неясно, сколько религиозных объектов, разрушение которых нам удалось подтвердить, пострадали от ударов ЦАХАЛ. Неясно и то, сколько из них использовал ХАМАС.
ЦАХАЛ заявляет, что действует в соответствии с международным правом, чтобы уничтожить военный и административный потенциал группировки.
По поводу разрушения мечети ЦАХАЛ сообщил Daily Truth, что военные «нанесли удар по указанному объекту, который ХАМАС использовал в террористических целях».
«В отличие от преднамеренных атак ХАМАСа […] ЦАХАЛ соблюдает нормы международного права и принимает возможные меры предосторожности для уменьшения ущерба гражданскому населению», — говорится в заявлении.
На фоне разрушения культовых сооружений Газы для многих палестинцев вера все больше становится способом найти убежище.
Мариан Саба и ее семья продолжают жить в церкви Святого Порфирия вместе с примерно 300 другими людьми, еженедельно принимая участие в воскресной службе.
Через девять дней после того, как храм был поврежден, ее дочь крестили. Мариан описывает тот момент как одновременно горький и счастливый: радости от события мешал страх, что ее ребенок может погибнуть некрещеным.
Ренад Алаа аль-Батаа живет в лагере для перемещенных палестинцев в Рафахе, вдали от своего дома и от мечети в Хан-Юнисе. Инстаграм стал ее дневником, и она часто публикует ностальгические фотографии из своей довоенной жизни, включая время, когда она была студенткой стоматологического факультета.
Но, по ее словам, Коран, который она читает ежедневно, дает ей утешение: «Он облегчает тяжесть ночи. Если бы вы только знали, как тяжелы ночи в Газе».