В витебской колонии скончался политзаключенный Вадим Храсько; белоруску после возвращения из Швеции осудили на пять лет; бармена приговорили к2,5 годами «домашней химии» за фото с протестов. Русская служба Daily Truth рассказывает о главном в Беларуси за неделю.
Вадим Храсько стал четвертым умершим в тюрьме политзаключенным
В витебской колонии в ночь на 9 января скончался 50-летний политзаключенный Вадим Храсько, пишет правозащитный центр «Вясна».
По информации издания «Зеркало», Храсько работал в сфере IT в Минске. Он был задержан в апреле 2023 года — его признали виновным по статье о «финансировании экстремистского формирования» (как правило, под эту статью подпадают белорусы, переводившие денежные пожертвования в благотворительные организации, которые власти считают экстремистскими).
Храсько имел серьезное заболевание и обжаловал приговор, однако его оставили в силе, пишет «Вясна». Он пробыл в колонии всего около двух месяцев, после чего был доставлен в больницу и вскоре скончался.
На данный момент о причине смерти Храсько не сообщается, однако правозащитники предполагают, что ему могли вовремя не оказать надлежащую медицинскую помощь.
Вадим Храсько — уже четвертый политзаключенный, погибший за решеткой с 2020 года.
В прошлом году в колонии умер белорусский художник Алесь Пушкин, отбывавший пятилетний срок.
В мае 2021 года в тюрьме внезапно скончался активист Витольд Ашурок. О причинах его гибели нет данных до сих пор, однако родным отдали тело в синяках и гематомах.
Вернувшуюся из Швеции белоруску осудили на пять лет
12 января Минский городской суд приговорил вернувшуюся из Швеции белоруску Галину Краснянскую к пяти годам лишения свободы.
Об этом сообщили в телеграм-канале объединения белорусов в Швеции Sveriges Belarusier «Белорусы в Швеции» и правозащитный центр «Вясна».
Краснянскую признали виновной по статье «об участии на территории иностранного государства в вооруженном формировании».
По информации издания «Наша Ніва», Галина Краснянская много лет жила в Швеции и была одной из основательниц организации белорусской диаспоры.
При этом она периодически возвращалась в Беларусь, чтобы навестить родных, пишет «Наша Ніва». Во время одного из таких визитов ее задержали в Минске, предположительно, это произошло весной 2023 года.
2,5 года «домашней химии» за протесты 2020 года
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Реклама подкастов
На этой неделе правозащитный центр «Вясна» рассказал по меньшей мере о двух приговорах, вынесенных за участие в протестах в 2020 году.
Речь идет о судах, которые состоялись в декабре прошлого года: многие политические процессы проходят в закрытом режиме и о них становится известно постфактум.
В декабре 2023 года суд в Минске приговорил к 2,5 годам «домашней химии» бармена Маргариту Ермолицкую. Силовики обнаружили ее на снимке с протестов 2020 года, сообщает «Вясна».
В суде Ермолицкая рассказала, что ходила по проезжей части дороги в центре Минска с полотном бело-красно-белой расцветки, а также держала вместе с другими участниками митинга большое бело-красно-белое полотно.
21 декабря прошлого года за участие в протестах был также осужден сотрудник таможни Виталий Пупин.
Его обвинили в участии в «Марше единства» 6 сентября 2020 года и в выходе на проезжую часть.
Пупина приговорили к 2,5 годам «домашней химии».
По данным правозащитников, его удерживали под стражей с 3 ноября 2023 года. На суде он полностью признал свою вину.
Власти продолжают преследовать белорусов, не согласившихся с результатами президентских выборов 2020 года. По данным «Вясны», только за декабрь 2023 года жертвами политических преследований стал 71 человек.