В адрес президента Франции Эмманюэля Макрона прозвучали обвинения в предательстве Французской республики после того, как он побывал на еврейской религиозной церемонии, которая прошла в его официальной резиденции в Елисейском дворце.
Это перевод репортажа Хью Скофилда, оригинал на английском языке можно просчитать здесь.
В стране, где разделение государства и церкви — это само по себе предмет религиозного почитания, левые и правые политики дружно и немедленно осудили церемонию зажигания ханукальной свечи. Она состоялась в прошлый четверг в историческом Salle des Fêtes (праздничном или банкетном зале) Елисейского дворца.
Макрон пригласил к себе в резиденцию главного раввина Франции, чтобы тот зажег первую из восьми свечей по случаю начала еврейского праздника света — Хануки, поскольку президент получил ежегодную премию Европейской конференции раввинов (CER), присуждаемую за борьбу с антисемитизмом, защиту прав человека и религиозных свобод.
Однако видео церемонии, появившееся вскоре в соцсетях, вызвало настоящий фурор.
С точки зрения разнообразных лидеров общественного мнения во Франции президент совершил чудовищную ошибку, допустив религию в святая святых светского института президентской власти.
«Насколько я знаю, такое произошло впервые, и это нарушение секуляризма», — заявил видный представитель правой оппозиции, мэр Канн Давид Лиснар.
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Реклама подкастов
«Религии не место в Елисейском дворце. В вопросе секуляризма нельзя идти на компромиссы», — согласилась с ним председатель регионального совета Окситании, социалистка Кароль Дельга.
«Сделает ли теперь Макрон то же самое с другими религиями? С какими-то да, а с какими-то нет? Это опасное сползание», — отметил в свою очередь Алексис Корбьер из леворадикальной партии «Непокорённая Франция».
В замешательстве даже сами французские евреи.
«Это не должно повториться, — считает президент представительного Совета еврейских институтов Франции (Crif) Йонатан Арфи. — Евреи Франции всегда считали, что закон о секуляризме защищает свободу, а все, что ослабляет секуляризм, ослабляет и евреев».
Идея секуляризма, или светскости, была закреплена во французском законодательстве в 1905 году, после продолжительного сражения между государством и католической церковью. Закон подтвердил свободу вероисповедания, положил конец вмешательству государства в церковные дела — и при этом удалил все религиозные атрибуты с общественных зданий.
Этот закон считается одной из основ современной Франции: он обеспечивает строгий нейтралитет государства в отношении христианства, ислама и иудаизма и гарантирует, что каждый гражданин рассматривается государством как отдельная личность, а не член какого-либо сообщества.
Критики Эмманюэля Макрона усматривают в его решении нарушить вековую республиканскую доктрину признаки чрезмерной самоуверенности и чувства, что он может делать что угодно (по принципу «что дозволено Юпитеру, не дозволено быку»).
В пятницу, во время посещения Нотр-Дама, где продолжаются восстановительные работы после опустошительного пожара 2019 года, президент заявил, что ничуть не сожалеет о своем решении пригласить в Елисейский дворец главного раввина и что решение это было принято «в духе Республики».
«Если бы президент сам выполнял религиозный обряд или принимал участие в религиозной церемонии, это в самом деле было бы нарушением светскости, но этого не произошло», — отметил он.
Церемонии в Елисейском дворце предшествовали долгие политические дискуссии во Франции вокруг событий в Газе. Макрона активно критиковали за отсутствие продуманной политики по этому вопросу и спонтанные действия.
Ему вменяют в вину, что он не смог выработать последовательную линию в отношении войны и бросался из одной крайности в другую, то слишком близко принимая израильскую сторону, то активно заигрывая с арабским общественным мнением. Таким образом он пытался угодить и еврейской, и мусульманской общинам Франции, говорят критики.
Вскоре после нападения на Израиль 7 октября Макрон побывал там с визитом и предложил создать международную коалицию по борьбе с ХАМАС наподобие коалиции, которая разгромила так называемое «Исламское государство» (организация признана террористической и запрещена в России и других странах мира).
Однако после того, как в адрес президента стали раздаваться обвинения в том, что он отказался от поддержки палестинцев, которую традиционно оказывала Франция, Макрон организовал международную конференцию по оказанию помощи Газе. Представителей Израиля на нее не пригласили.
Затем он еще больше разгневал многих евреев, отказавшись принять участие в марше против антисемитизма и упомянув в интервью Daily Truth о том, как израильская авиация бомбит детей.
А в последнем жесте президента с церемонией в Елисейском дворце многие усмотрели его желание единолично управлять государством.
Во французском МИДе, функции которого во многом взял на себя президент Макрон, профессиональные дипломаты в приватных беседах выражают отчаяние.
«Сначала Макрон готов объявить, что поможет Израилю искоренить ХАМАС в Газе, через две недели в интервью Daily Truth он уже называет Израиль убийцей детей, — рассказал газете Libération один из бывших дипломатов. — Хорошо, мы понимаем, что все это внутренняя политика. Но ведь он сначала настраивает против себя мусульман, а потом — евреев».