В парке за городом Милтон-Кинс на юго-востоке Англии, за пятью рядами колючей проволоки притаилась не совсем обычная фабрика. За 85 лет своего существования они ни разу не открывала свои двери посторонним.
И на то были свои причины.
Фабрика эта в Ханслоуп-Парке принадлежит Центру правительственной связи Великобритании (HMGCC), и производят на ней повседневные предметы, но это только на первый взгляд. Потому что всем этим устройствам и приспособлениям позавидовал бы сам Джеймс Бонд, ведь они и предназначены для британских разведчиков (ну или шпионов, если посмотреть, как говорится, из окопов с другой стороны).
Когда журналистам Daily Truth организовали эксклюзивную экскурсию на это немаленькое предприятие, нас вежливо попросили сдать мобильные телефоны, и на каждом шагу нас сопровождали сотрудники службы безопасности.
Как нам объяснили, решение позволить журналистам заглянуть в святая святых шпионских лабораторий (только заглянуть, не более) было принято потому, что HMGCC хочет идти в ногу со временем и ищет новых партнеров, чтобы не отставать в важной игре разведок.
«Мы сделали все возможное, чтобы о нас знали как можно меньше, и это нам всегда очень помогало в работе», — объясняет генеральный директор предприятия Джордж Уильямсон, но сейчас, пусть это и может показаться «странным», настало время перемен.
Предприятие это выглядит как ничем не примечательный промышленный комплекс.
Ну, а внутри… Внутри целая команда инженеров, физиков, химиков, дизайнеров, кодировщиков и прочих специалистов работает над тем, что здесь расплывчато называют «помесью искусства и технологий».
В некоторых цехах предприятия нас заставляют надевать антистатические халаты. В других демонстрируют невероятное разнообразие техники. Здесь есть оборудование для производства электронных плат, лазерные резаки и 3D-принтеры (названные «Дарт Вейдер», «Люк» и «Лея» в честь «Звездных войн»).
Но для чего все это нужно? Несмотря на все мои усилия, ответов я не добился. И все потому, что готовая продукция предприятия строго засекречена.
Ответы отчасти можно отыскать в прошлом. Центр создавался накануне Второй мировой войны, когда разведчикам и дипломатам в Европе требовалась тайная и надежная связь с Лондоном. Именно тогда были созданы потайные радиопередатчики, которые можно было спрятать в дипломатическом бауле. Такими устройствами впервые воспользовались дипсотрудники в 1939 году, сообщавшие о происходящих вокруг событиях, когда им спешно пришлось покидать Варшаву при подходе немцев.
К началу войны эти радиопередатчики были усовершенствованы, стали еще миниатюрнее, и их выдавали агентам MI6, которых забрасывали за линию фронта в оккупированной Европе, откуда они слали разведданные.
Во время войны в Ханслоуп-Парке жил и работал гениальный математик Алан Тьюринг, прославившийся тем, что смог взломать много нацистских шифров. В центре HMGCC он работал над устройством по кодированию голосовых сообщений.
Дело в том, что существовавшая на тот момент аппаратура кодировки телефонных разговоров, которой пользовались такие лидеры военной поры как Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт, была буквально неподъемной — она весила 50 тонн.
Прототип Тьюринга под названием «Далила» накладывал на голос запись с граммофонной пластинки, был переносным и намного опередил свое время. Вот вам еще один намек на то, что выпускают здесь сегодня.
Разведчики наших дней
«Думаю, что вы можете провести прямую связь между событиями 70-80-летней давности и сегодняшним днем, — заметил в интервью Daily Truth племянник Тьюринга сэр Дермот Тьюринг. — Необходимость в надежной связи никуда не делась».
И все же как это соотносится с современностью? В наши дни секретные агенты, действующие в таких «запретных зонах» как Россия или Иран, как никогда нуждаются в средствах связи.
HMGCC конечно же ничего не комментирует, но другие источники указывают на то, что современные разведчики во многом полагаются на секретные передатчики мгновенного действия. Они могут выглядеть как повседневные предметы, но при этом способны за долю секунды отправить солидный объем информации. Думаю, что-то подобное здесь и производят, но, конечно, никто в этом не признается.
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Реклама подкастов
Очередной предмет, который нам демонстрируют, еще чуть больше приоткрывает завесу над деятельностью HMGCC.
Этот обычный на первый взгляд автомобильный динамик 1930-х годов, но внутри у него скрывается потайной передатчик.
Связь, это, конечно, важно, но не менее важны потайные устройства для подслушивания и отслеживания, однако и здесь все мои вопросы остаются без ответа.
«Все эти 85 лет мы производим надежные системы связи, позволяющие людям в сложных, опасных, отдаленных местах поддерживать тайную связь с Британией, — поясняет Уильямсон. — Мы также помогаем некоторым внутренним службам национальной безопасности в их расследованиях, предоставляя технологии, позволяющие, к примеру, вести наблюдение».
Одним из постоянных клиентов HMGCC является национальная служба безопасности Великобритании MI5, которой иногда необходимо установить прослушку подозреваемого на дому или отследить его автомобиль.
Для этого может понадобиться подслушивающее устройство, замаскированное под какой-нибудь повседневный предмет, на который никто не обратит внимания. Но что это может быть за предмет? Мой вопрос опять встречен молчанием.
Так и хочется назвать все это отделом Q из фильмов о Джеймсе Бонде. Но знающие люди говорят, что это не совсем верное сравнение, возможно потому, что здесь ничего не взрывается, а в автомобилях нет ракетных установок, впрочем, в этом трудно быть уверенным до конца.
В одной из лабораторий с прорезиненным полом двое сотрудников испытывают электрические приборы, чтобы убедиться, что они не ударят вас током. И вообще созданные здесь устройства проходят тесты на экстремальные температуры, чтобы удостовериться в том, что они и после этого будут нормально работать.
А еще нам показали очень странное место под названием Stargate (звездные ворота, не иначе как очередной отсыл к «Звездным войнам») запечатанный контейнер, выстланный маленькими шипами из серого поролона. Когда меня заперли внутри, я почувствовал себя как в современной версии средневековой пыточной комнаты.
В комнате установлена вертушка, которая вращает контейнер, а сенсоры засекают характер излучения отдельных передающих устройств.
Возможно, это помогает понять, насколько легко конкретный передатчик может быть засечен противником, или, быть может, выявлять вражеские передатчики на собственной территории.
HMGCC решил немного приоткрыть свои двери, поскольку отлично понимает, что небольшие стартапы и учебные центры занимаются разработкой технологий, которые могут оказаться жизненно важными для самого центра.
Эти новые технологии не обязательно имеют прямое отношение к вопросам национальной безопасности, но сами разработчики могут и не догадываться об альтернативных возможностях их применения.
И если раньше такое сотрудничество было бы немыслимо из-за строгих мер безопасности, то теперь есть надежда, что оно станет возможным.
«Идея заключается в том, чтобы свести в одной лаборатории наших инженеров с их гениальными идеями и представителей бизнеса и научных кругов, — говорит Уильямсон. — И в этот чудесный момент встречи разных идей может родиться что-то по-настоящему особенное».
Впрочем, как будет потом использовано это что-то «особенное», скорее всего останется тайной за семью печатями, как, впрочем, и все остальное на этой фабрике.