Сэм Альтман на экране во время Форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества

Автор фото, Reuters

Всю последнюю неделю мир высоких технологий сотрясал драматический скандал вокруг компании OpenAI, которая создала чат-бот ChatGPT, положивший начало гонке в области искусственного интеллекта. Мы рассказываем, как развивались события и почему происходящее в одной компании заинтересовало людей по всему миру.

В пятницу, 17 ноября небольшой совет директоров фирмы OpenAI неожиданно уволил ее гендиректора и сооснователя Сэма Альтмана «из-за утраты доверия». Более подробно о причинах не сообщалось.

Но к вечеру вторника Альтман вернулся в кресло главы компании после протеста со стороны более 700 из 770 ее сотрудников, которые письменно пригрозили уйти вслед за ним. Поддержала Альтмана и компания Microsoft — главный инвестор OpenAI.

Большинство уволивших Альтмана членов совета директоров были отстранены. На их места пришли новые люди— технические управленцы и бывший министр финансов США Ларри Саммерс.

Эксперты отмечают, что эти несколько сумбурных дней не только изменили компанию, но и повлияли на индустрию искусственного интеллекта в целом.

Они поставили ребром несколько важных вопросов: о скорости развития ИИ, о балансе коммерческих и гуманистических интересов их разработчиков, а также о том, почему эти мощные передовые технологии сосредоточены в руках такой маленькой группы людей, и что будет, если они поссорятся.

«Люди, разрабатывающие „мощный ИИ“ не могут предсказать последствия своих действий на три дня вперед», — так описал ситуацию в Х (бывшем твиттере) профессор квантовой физики из Варшавского университета Анджей Драган.

Альтман как лицо ChatGPT

38-летнего Альтмана — любителя свитеров нейтральных оттенков — считают лицом ИИ-революции, а его имя ассоциируется с феноменальным успехом ChatGPT.

Этот чат-бот, появившийся в интернете в ноябре 2022 года, может убедительно отвечать на вопросы, писать стихи и музыку, создавать компьютерный код и многое другое. В начале ноября Альтман заявлял, что им пользуются около 100 млн человек в неделю.

Юзеры и инвесторы сразу встретили ChatGPT с восторгом, но эксперты и политики во многих странах насторожились, призвав ввести механизмы регулирования ИИ-индустрии.

Сэм Альтман на "Дне разработчика" в OpenAI в ноябре 2023 года

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Сэм Альтман известен не только достижениями в ИИ, но и своими свитерами непритязательных расцветок

Альтман и сам многократно выступал с призывом разработать регулирующее законодательство в сфере AI.

«Мы считаем, что преимущества инструментов, которые мы использовали до сих пор, значительно перевешивают риски, но обеспечение их безопасности жизненно важно для нашей работы», — сказал он в мае, выступая в Сенате США.

Специалистов волнует распространение пропаганды и ложной информации, замещение людей на рынке труда и другие риски — вплоть до захвата машинами контроля над цивилизацией.

Особое беспокойство связано с интересом техкомпаний к так называемому «ИИ общего назначения» — форме искусственного интеллекта, которая в теории сможет соответствовать человеческому.

Странная структура OpenAI

Когда Альтман основывал OpenAI вместе с Илоном Маском, компания была некоммерческой, а ее цель заявлялась как «продвижение цифрового интеллекта на пользу всему человечеству», без оглядки на финансовую отдачу.

Но позже выяснилось, что для работы ИИ-систем необходимы гигантские и очень дорогостоящие вычислительные мощности.

Тогда в 2019 году для привлечения инвестиций OpenAI основала коммерческое крыло. С этим были согласны далеко не все в компании: в то время, в частности, ушел Илон Маск.

Главным инвестором в OpenAI стала компания Microsoft, которая вложила миллиарды долларов в обмен на 49% компании.

Чтобы OpenAI оставалась верной своей изначальной гуманистической цели, Альтман организовал в ней необычную корпоративную структуру: небольшой некоммерческий совет директоров следит за работой коммерческого подразделения.

«Совет директоров может меня уволить, мне кажется, это важно», — сказал Альтман изданию Bloomberg в июне.

Как увольняли Альтмана

Пропустить Реклама подкастов и продолжить чтение.

Что это было?
Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Реклама подкастов

В результате этот совет директоров действительно уволил его в ходе неожиданного видеозвонка, когда Альтман находился в Лас-Вегасе на гонках «Формулы-1» — как писало издание Wall Street Journal со ссылкой на сотрудников компании.

Совет директоров заявил, что Альтман «не был последовательно откровенен в общении с советом директоров», без дальнейших объяснений.

Никаких ответов директора не предоставили и сотрудникам компании, которые потребовали их в течение выходных на срочно организованном собрании. По данным WSJ, правление отказалось отвечать, сославшись на юридические причины.

Зазвучали предположения, что в центре разногласий — дальнейшая коммерциализация OpenAI, с которой не согласен совет директоров, чья роль — следить за поддержанием гуманистической миссии компании.

Перед скандалом фирма планировала продать акции сотрудников инвесторам, в результате чего общая стоимость компании должна была составить 86 млрд долларов.

Другие теории были связаны со сторонними проектами Альтмана, основанными на ИИ, а также с вопросами об интеллектуальной собственности компании.

Позднее в послании сотрудникам совет директоров подчеркнул, что увольнение не стало «реакцией на должностное преступление». А ставший новым главой компании (примерно на день) Эммет Шир заявил,что уход Альтмана не был связан и с «какими-либо конкретными разногласиями по вопросам безопасности».

Таким образом Шир косвенно опроверг слухи, что Альтман пытался использовать наработки OpenAIв личных целях.

Опасения о «сильном ИИ»

В четверг Reuters сообщил со ссылкой на двух не назвавшихся сотрудников компании, что незадолго до увольнения Альтмана группа разработчиков OpenAI выражала обеспокоенность в связи с возможным прорывом в области создания сверхмощного ИИ.

По данным агентства, разработчики написали письмо совету директоров, в котором говорили об опасности пока не появившихся систем AGI – «ИИ общего назначения». Они должны самостоятельно взаимодействовать с внешним миром и могут быть способны лучше людей решать большинство коммерческих задач.

По словам сотрудников, у них были основания полагать, что компания работает над некой системой Q*, которая при наличии нужных вычислительных ресурсов уже решала определенные математические задачи. Хотя эти задачи были не слишком сложны (их взяли из курса начальной школы), в компании считали, что потенциал этой системы очень велик.

В случае успеха OpenAI могла бы еще больше приблизиться к созданию системы, которую можно сопоставить с человеческим разумом.

Сам Альтман, выступаяна Форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества на прошлой неделе, намекнул на новые выдающиеся достижения своей компании.

«Четыре раза за всю историю OpenAI, причем последний раз – в течение последних недель, я своими глазами видел, как мы словно бы отодвигаем завесу невежества и проводим новые границы открытий. Получить такую возможность — это самая большая честь в жизни с профессиональной точки зрения», — сказал Альтман.

По словам сотрудников, поговоривших с Reuters, это письмо стало еще одним из многочисленных поводов для недовольства Альтманом со стороны совета директоров. Сама компания не комментировала это сообщение.

Глава Microsoft Сатья Наделла тут же предложил Альтману пост в своей компании

Автор фото, Getty

Подпись к фото,

Глава Microsoft Сатья Наделла тут же предложил Альтману пост в своей компании

На момент увольнения Альтмана совет директоров OpenAI состоял всего из шести человек.

Один из них, главный научный сотрудник и сооснователь компании Илья Суцкевер, уже в понедельник выразил сожаление об увольнении Альтмана и подписал призыв к его возвращению вместе с сотнями сотрудников компании.

Однако в результате Суцкевер оказался в числе членов совета директоров, потерявших свои места. Его позиция как научного сотрудника, похоже, осталась прежней.

Как развивался скандал

Контекст
Оранжевая черта