Сын белгородского волонтера Александра Демиденко, помогавшего украинским беженцам, заявил, что против его отца возбуждено уголовное дело о государственной измене.
Олег Демиденко рассказал телеграм-каналу «Можем объяснить», что о новом деле отец рассказал ему в письме, отправленном из следственного изолятора.
Позже сын Демиденко написал в своем телеграм-канале: «Боюсь, что я наделал глупостей: спешил дать материалы журналистам с просьбой не публиковать их». При этом он разместил линк на публикацию «Можем объяснить» с пояснением, что в ней содержится «чуть больше материалов по делу отца».
По словам Олега Демиденко, волонтера обвиняют в передаче Украине «секретных сведений».
Члены семьи волонтера также рассказали, что против Демиденко возбуждено еще одно уголовное дело — о незаконном обороте оружия, и что по нему он свою вину признал. Как сказал Олег каналу «Можем объяснить», его отец «сделал это под давлением, чтобы защитить близких от преследования».
Кто такой Демиденко?
Александр Демиденко больше года помогал беженцам из Украины добираться до КПП Колотиловка — Покровка на российско-украинской границе. Сам он пенсионер и живет в частном доме в Белгородской области.
С мая прошлого года в его доме по пути на родину останавливались до 900 человек, которым нужно было где-то переночевать. Некоторые задерживались надолго из-за проблем с документами. Он рассказывал Daily Truth об огромных очередях на единственном действующем погранпереходе из России в Украину.
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Реклама подкастов
В середине октября Демиденко перестал выходить на связь с родственниками.
Таксисты на автостоянке близ Колотиловки сообщили волонтерам, что видели, как к Демиденко подъехали два «уазика» с символикой Росгвардии, оттуда вышли бородатые мужчины в камуфляже и настойчиво попросили волонтера поехать с ними.
Позже российские СМИ сообщили со ссылкой на семью Демиденко, что суд арестовал его — сначала на 10 суток по административному делу о распитии алкоголя в запрещенных местах, а затем — по уголовному делу о незаконном обороте оружия.
Жена волонтера Наталья Вишенкова рассказала изданию Sota Vision (СМИ влючено в России в список «иностранных агентов»), что 20 октября у них дома прошел обыск, на который привезли ее мужа.
Вишенкова сообщила, что свидетели видели на спине Демиденко множество синяков. Канал «Можем объяснить» опубликовал фотографии Демиденко, которые, по сообщению издания, были предоставлены женой волонтера.
Сын Демиденко также рассказал изданию «Новая газета Европа» (объявлена в России «нежелательной организацией»), что отец звонил ему и рассказывал о пытках. По словам Олега, в числе прочего его «привязывали к батарее и стреляли ему под ноги».
Однако в последнем сообщении в телеграм-канале «Свободу Александру Демиденко!», который ведет Олег, сын волонтера написал: «Сам отец пока еще не решился заявлять о похищении и пытках (еще не виделся с адвокатом)».
«Последнее слово отца пока было, что он верит ФСБ в том, что они стремятся защитить его и родных от новых противозаконных репрессий со стороны Росгвардии», — пишет Олег Демиденко.
Российские правоохранительные органы не обнародовали официальной информации о возбуждении против Демиденко уголовного дела о государственной измене.
«Воспитательные беседы»
Волонтер открыто занимался помощью беженцам и от своего имени обращался к руководству района с просьбой организовать человеческие условия рядом с КПП — поставить палатку с обогревом и горячей водой.
Ранее в разговоре с Daily Truth Александр рассказывал, что его неоднократно вызывали на сам КПП, чтобы провести с ним «воспитательные беседы» — пограничники были недовольны тем, что волонтер открыто критиковал условия, в которых люди вынуждены ждать своей очереди.
«В итоге на меня составили протокол, что я нарушил погранзону. А где вы видели знак погранзоны? Его давно сняли», — рассуждал Демиденко.
Им также интересовалось местное отделение ФСБ. Формально, рассказывал Александр, фсбшников вызвали местные дружинники из-за того, что волонтер якобы сфотографировал что-то недалеко от границы.