Жогорку Кенеша

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Депутаты Жогорку Кенеша (кыргызского парламента) приняли законопроект в первом чтении

Депутаты Жогорку Кенеша (парламента Кыргызстана) приняли в первом чтении поправки в закон «О некоммерческих организациях» и в Уголовный кодекс. Правозащитники, журналисты и юристы говорят, что закон «об иностранных представителях», как его называют в Кыргызстане, почти идентичен российскому закону об иноагентах.

Против поправок, которые предусматривают дополнительный госконтрольнад НКО и уголовную ответственность, неоднократно выступали местные общественные деятели, а также даже Верховный суд и Генпрокуратура.

Перед принятием в первом чтении поправки не обсуждали. Спикерпарламента объяснил необходимость в законе вопросами безопасности.

«Я объяснил всем [иностранным делегациям], что нет причин для беспокойства. Сказал: „вы сами ставите требование открытости и прозрачности, в ваших странах в Европе и Америке на первом месте порядок и дисциплинированность“. Нет никакого запрета, давления [на НКО], только есть требование отчетности. Не нужно бояться. На первом месте стоит безопасность страны», — сказал спикер Нурланбек Шакиев.

«За» поправки проголосовали 52 депутата, 7 выступили «против».

Согласно законопроекту, иностранным представителем считается НКО, которое получает деньги от других государств и пытается воздействовать на политическую деятельность и общественное мнение в интересах иностранных источников.

Местные и международные правозащитные организации ранее призывали кыргызских законодателей отозвать законопроект. По их словам, законопроект значительно осложнит работу НКО, что чревато сокращением иностранных инвестиций в некоммерческий сектор и экономику.

Предлагаемые поправки вводят уголовную ответственность за создание или участие в некоммерческой организации, которая «побуждает отказываться от исполнения гражданских обязательств». Наказание предусмотрено в виде штрафа от 50 тысяч до 100 тысяч сомов (от 600 до 1120 долларов) или лишения свободы до 10 лет.

Юристы считают, что формулировка в данной поправке расплывчатая.

Как результат, это может привести к тому, что все формы гражданского неповиновения, даже самые умеренные, будут отнесены к категории преступлений.

Российский аналог «иноагентов» в Кыргызстане

одиночный пикет

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

В России статус «иностранного агента» действует более 10 лет. Соответствующие поправки в закон «О некоммерческих организациях» Госдума приняла в 2012 году. С тех пор законопроекты лишь ужесточались

Пропустить Реклама подкастов и продолжить чтение.

Что это было?
Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Реклама подкастов

В ноябре 2022 года депутатка Жогорку Кенеша Надира Нарматова инициировала законопроект «об иностранных представителях», который вводит дополнительный госконтроль над НКО в виде внеплановых проверок и дополнительных отчетов.

Журналисты-расследователи из издания Factcheck.kg провели анализ документа и выяснили, что законопроект на 69% скопирован с аналогичного закона в России.

Так, Нарматова предложила добавить в существующий кыргызский закон о «НКО» новый термин – «иностранный представитель», использовав выдержки из российского закона.

Согласно законопроекту Нарматовой, иностранным представителем считается НКО, которое получает деньги от других государств и «пытается воздействовать на политическую деятельность и общественное мнение в интересах иностранных источников».

Данная норма, по оценке юристов, затруднит работу правозащитников в сфере здравоохранения и соцподдержки населения.

В законопроекте также прописано введение в Уголовный кодекс статьи «Создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан» — по ней предусмотрено лишение свободы до 10 лет. Аналогичная статья прописана в российском УК.

Factcheck.kg отмечали, что шесть из 17 поправок в законопроекте Нарматовой были скопированы на 100% до каждой запятой.

Сама Нарматова утверждает, что предлагаемые поправки не создают угрозу свободе слова и демократии. По ее словам, законопроект «вообще не коснется 99,9% НКО».

Депутатка настаивает, что действующий закон «не справляется» и нужно усилить надзор за неправительственными организациями «ради интересов, безопасности и целостности государства».

Генпрокуратура и Верховный суд выступили против поправок в УК

Против поправок выступили и Верховный суд и Генпрокуратура Кыргызстана.

Верховный суд предложил исключить из документа статью о «Создании некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан». По оценке ВС, в документе не соблюден принцип юридической определенности — что может привести к неоднозначным расшифровкам и нарушению Конституции.

В заключение Генпрокуратуры отмечается, что в действующем Уголовном кодексе уже предусмотрена ответственность представителей НКО за злоупотребление полномочиями.

«Нарушает Конституцию и международные договоры»

Международные организации, среди которых ООН, обращались к властям Кыргызстана и просили отозвать законопроект об «иноагентах». Правозащитники отметили, что нормы, в случае принятия, осложнят и ограничат работу местных НКО, которые тесно работают с населением.

120 неправительственных организаций Кыргызстана призвали парламент отклонить законопроект Нарматовой. Активисты объяснили, что некоммерческие организации вносят вклад в экономическое и социальное развитие страны.

Принятие документа «чревато сокращением иностранных инвестиций в некоммерческий сектор и экономику Кыргызстана», утверждают правозащитники.

Кыргызские юристы из правовой клиники «Адилет», проанализировав законопроект Нарматовой, заключили, что поправки являются нарушением Конституции Кыргызстана и международно-правовых документов.

На фоне общественной критики законопроекта более половины соавторов документа, депутаты парламента, отозвали свои подписи. Из 39 инициаторов поправок осталось 19 парламентариев.

контекст
Оранжевая черта