Освобожденная накануне боевиками ХАМАС Йохевед Лифшиц рассказала на пресс-конференции в одной из больниц Тель-Авива о том, что ей довелось пережить, находясь в плену.
Лифшиц говорила на иврите, ее дочь Шэрон переводила для англоязычных СМИ.
Она рассказала, что «прошла через ад», ее захватили боевики ХАМАС на мотоциклах, и в какой-то момент ее избили палками и заставили идти пешком.
Однако условия в туннелях, куда она попала, она описала совсем по-другому.
«Они обращались с нами мягко, обеспечивали всем необходимым», — ответила она на вопрос, почему сразу после освобождения она протянула руку боевику для рукопожатия.
«Мы ели ту же пищу, что и они — хлеб с сыром, плавленый сыр, огурцы. Это была еда на целый день», — сказала Лифшиц.
«Они хорошо с нами обращались», — сказала она, пояснив, что каждые два-три дня к ней и другим заложникам приходил врач и давал лекарства.
Лифшиц охарактеризовала своих пленников как «очень дружелюбных и вежливых» людей, которые заранее подготовились к захвату заложников.
«Похоже, они были готовы к этому, долго готовились, у них было все необходимое для мужчин и женщин, включая шампунь», — сказала она журналистам. Спали все на матрасах.
Она сравнила «огромную сеть» подземных туннелей, которыми управляет ХАМАС, с «паутиной».
Лифшиц раскритиковала израильских военных за то, что они недостаточно серьезно отнеслись к угрозе со стороны ХАМАС в преддверии нападения.
Лифшиц — одна из двух женщин, освобожденных накануне вечером ХАМАС.
Пока боевики освободили всего четырех человек – 79-летнюю Нурит Купер, 85-летнюю Йохевед Лифшиц и двух заложниц-гражданок СШАЙехудит (в некоторых источниках Джудит) Раанан и ее дочь Натали.
По израильским данным на утро понедельника, ХАМАС удерживает в Газе 222 человека.
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Реклама подкастов
Дочь Йохевед Лифшиц навестила свою мать в больнице в Израиле и рассказала Daily Truth, что с ее матерью «кажется, все в порядке».
«Снова увидеть маму — это невероятно. Держать ее за руку, просто целовать ее лицо и щеку, и я так горжусь ей, она потрясающая», — сказала Шэрон Лифшиц в интервью.
Шэрон упоминает видеозапись момента освобождения ее матери, опубликованную ХАМАС, на которой видно, как пожилая женщина напоследок коротко пожимает руку одному из боевиков.
«То, как она ушла, а затем вернулась и сказала спасибо, показалось мне совершенно невероятным. Это так на нее похоже», — сказала дочь освобожденной заложницы.
«Там [в заложниках у ХАМАС] все еще находится более 200 человек, и мы должны не зацикливаться только на своем личном счастье, а работать над освобождением каждого», — добавила женщина.
Ее семья до сих пор не имеет новостей о ее отце, который также был взят в заложники.
«Его держали не с мамой, поэтому она не знает, где он», — говорит она.
По словам Шэрон Лифшиц, ее отец активно занимался защитой прав палестинцев и «работал над достижением мира с нашими соседями». Он был убежден, что «мы должны найти способ жить вместе […] и очень упорно боролся против идеи оккупации, идеи вечной войны».
«Он хорошо говорит по-арабски, поэтому может хорошо общаться с людьми там. Он знает многих людей в Газе. Я хочу верить, что с ним все будет в порядке», — говорит женщина.
Йохевед Лифшиц рассказала, что в месте, где их удерживали, был врач. «Нас очень утешает то, что есть какое-то лечение», — добавляет ее дочь.
О роли Катара в освобождении заложников
Комментарий Джереми Боуэна, международного редактора Daily Truth (Иерусалим)
Очевидно, что в переговорах с ХАМАС об освобождении израильских заложников в качестве посредника уже некоторое время выступает Катар.
Еще в пятницу, когда были освобождены первые две заложницы, благодарность катарским властям за это официально выразили в Вашингтоне.
По всей видимости, работает это примерно следующим образом. Именно в Катаре проводят большую часть времени — живут и работают — многие руководители политического крыла ХАМАС. Таким образом, катарские власти имеют возможность вести с ними переговоры напрямую — а через них у катарцев наверняка есть выходы и на лидеров военного крыла группировки.
Тут следует уточнить, что ХАМАС — это не привычная нам организация, с какой-то четкой структурой и иерархией: ее военное и политическое «подразделения» могуть быть представлены совершенно разными лидерами группировки, которые не всегда даже находятся в контакте друг с другом.
По одной из версий, политическое крыло ХАМАС даже могло не знать о готовящемся 7 октября масштабном нападении на израильтян.