Бизнесмен Олег Тиньков исключен из санкционного списка Великобритании. Он осуждал войну против Украины, продал свой банк в России, однако до сих пор его просьбы об отмене санкций оставались без удовлетворения. Тиньков не первый — в начале июля Британия отменила санкции против еще одного российского бизнесмена Льва Хасиса.
Фамилии Тинькова теперь нет в перечне лиц, в отношении которых действуют британские санкции. «Данная запись была исключена из консолидированного списка, на нее больше на распространяются санкции, предполагающие арест активов и запрет на оказание трастовых услуг: Олег Юрьевич Тиньков (ID 15041)», — говорится в примечании к санкционному перечню.
Причина исключения из списка и другие подробности пока неизвестны.
Бизнесмен давно добивался отмены санкций против него. Он в жестких выражениях осуждал войну и власти России, однако до сих пор это не помогало ему выйти из-под британских санкций.
Тиньков многие годы живет за пределами России. С октября 2019 года бизнесмен боролся с лейкемией. Он регулярно бывал в Британии, в том числе в связи с лечением. В Лондоне живет дочь Тинькова.
В британский санкционный список он попал 24 марта прошлого года. Спустя месяц бизнесмен продал свою долю в созданном им «Тинькофф банке» миллиардеру Владимиру Потанину. Позже он утверждал, что Потанин заплатил ему не более 3% реальной стоимости этой доли.
«Я не мог торговаться. Это состояние заложника — берешь то, что тебе предлагают, я не мог договориться», — говорил он в интервью газете The New York Times.
31 октября прошлого года бывший владелец «Тинькофф банка» отказался от российского гражданства.
«Не могу видеть как мои бывшие соотечественники убивают и грабят просто так мирных людей. Я хочу это все „развидеть“, — писал тогда Тиньков в инстаграме. — Надеюсь все больше бизнесменов последуют за мной и перестанут работать на фашизм, бросят свои бизнесы и гражданство».
Не менее жесткие выражения бизнесмен использовал в апреле прошлого года, когда уже был под британскими санкциями. «Я не вижу ни одного бенефициара этой безумной войны! Гибнут невинные люди и солдаты», — негодовал банкир. Он также критиковал российские власти и военных: «А откуда армия будет хорошая, если все остальное в стране говно и погрязло в непотизме, холуйстве и чинопочитании? Кремлевские чиновники в шоке, что не только они, но и их дети теперь летом не поедут на Средиземное море. Бизнесмены пытаются спасать остатки имущества».
Отмены британских санкций также добивались российские миллиардеры Михиал Фридман и Петр Авен из Альфа-банка, они тоже жили в Британии, когда началась война. Санкции с них не сняты, несмотря на инициативы российских оппозиционеров в их поддержку.
В марте этого года агентство Bloomberg писало, что Тиньков обратился в МИД Великобритании с просьбой исключить его из санкционного списка.
«Я поддерживаю решение правительства Великобритании наложить санкции на людей, которые поддерживают Путина или способствуют войне. Печально, что они ошибочно подумали, что я был одним из таких людей. Снятие санкций с меня было бы справедливым и послало бы сигнал о том, что западные санкции направлены не на всех россиян, а только на людей, которые поддерживают Путина и его вторжение», — цитировало агентство обращение Тинькова.
После сообщения об отмене санкций против него судебная фирма Corker Binning заявила, что это он добилась исключения Тинькова из списка.
Тиньков стал вторым российским банкиром, освобожденным от британских санкций. 6 июля Великобритания отменила их в отношении бывшего зампреда Сбербанка Льва Хасиса. Как и Тиньков, он попал в санкционный список в марте 2022 года. После начала российского вторжения, как сообщали СМИ, Хасис покинул «Сбер» и уехал в США.
Почему снятие санкций с Тинькова — важно. Объясняет редактор отдела экономики Русской службу Daily Truth Ольга Шамина:
Олег Тиньков до сих пор остается по сути единственным российским бизнесменом, который жестко и публично осудил войну и после этого порвал связи с Россией. Снятие санкций с него — важный прецедент для тех российских бизнесменов, которые не поддерживают войну в Украине и не одобряют действия властей. Публично они, как правило, не высказывается, а об их мнения можно узнать лишь из редких утечек.
Причин этой закрытости несколько.
Во-первых, бизнесмены боятся за свои активы и бизнес, который они развивали годами. Публичное несогласие с позицией властей в современной России означает потеря всего. Как раз это очень ярко видно на примере Тинькова. Почти сразу после публикации его антивоенного поста в инстаграме пресс-служба «Тинькоффа» заявила, что готовится ребрендинг банка (но он до сих пор не произошел). А всего через несколько недель бизнесмен продал свои активы в России.
Во-вторых, большинство крупных бизнесменов уже в санкционных списках — например, под европейскими и британскими санкциями находятся основатели Альфа-банка Михаил Фридман и Петр Авен. Фридман живет в Великобритании, публично жаловался на ограничения и, как сообщали СМИ, был фигурантом расследования местных властей.
Тиньков провел в британском санкционном списке больше года, несмотря на куда более ярко выраженную и жесткую антивоенную позицию. Решение об отмене санкций против него открывает окно возможностей для российского бизнеса — из санкционных списков можно выйти. Вопрос только в том, насколько это тяжело.
В пресс-релизе юридической компании Corker Binning говорится о том, как она добивалась вывода Тинькова из-под санкций. Юристы называют решение властей о введении санкций против бизнесмена «иррациональным и незаконным». Они упрекают МИД Британии в том, что они не смогли оценить «настоящую позицию» Тинькова по отношению к Путину и войне в Украине, а решение принято на основе его национальности (а это уже дискриминация).
Видимо, Тинькову пришлось пойти на тяжелые личные решения, чтобы добиться снятия санкций — по крайней мере, такое впечатление складывается при чтении заявления юристов. Они напоминают, что Тиньков не просто осудил войну, но назвал Россию «фашистской» страной, а режим в ней — «диктатурой». Семья бизнесмена активно жертвовала на помощь беженцам, а сам Тиньков отказался от российского гражданства и любых дел в России. Юристы изучили и историю его бизнеса, чтобы доказать, что он не имел тесных связей с Кремлем, а его бизнес не зарабатывал на политике российских властей в отношении России (например, банковские счета в «Тинькоффе» не открывали жителям Крыма).
Фридман, Авен и другие бизнесмены также пытаются добиться снятия санкций, в том числе в судах. И они постепенно продают активы в России.Не ясно, на что готовы российские бизнесмены ради выхода из санкционных списков. Многие, судя по всему, готовы осуждать войну только в частных разговорах. Да и вряд ли многие смогут доказать, что никак не зарабатывали на политике российских властей в отношении Украины.