Гендиректором компании «Данон Россия» — одного из крупнейших в России производителей молочных продуктов, — переданной под управление Росимущества, стал зампред правительства и министр сельского хозяйства Чечни Якуб Закриев. Это не первый человек, связанный с Рамзаном Кадыровым, который получил в распоряжение активы ушедших западных компаний.
Согласно указу президента России Владимира Путина, во временное управление Росимущества были переданы российский бизнес французской Danone и российские активы датской Carlsberg, в частности пивоваренная компания «Балтика».
Смена руководства компании произошла на второй день после указа Путина. Обе иностранные компании ранее анонсировали продажу бизнеса в России, а Carlsberg даже подписала соглашение о продаже (покупатель неизвестен), но после вмешательства Путина перспективы продажи стали «крайне неопределенными» (так сформулировали в датской компании).
После начала войны в России началось перераспределение активов от уходящих компаний, и за лакомые куски иностранных компаний, конечно, развернулась борьба, рассказал Daily Truth Илья Шуманов, генеральный директор «Трансперенси Интернешнл — Россия» (организация признана «иноагентом» и «нежелательной» в России, а ее руководитель — «иноагентом»). На часть из этих активов уже заявили свои претензии люди из ближнего окружения Рамзана Кадырова.
«Данон» с доходом порядка десяти миллиардов рублей в год выглядит очень перспективным активом.
«Это налаженный бизнес, который локализован. Все производственные мощности находятся в России. […] „Данон“ очень много инвестировал в то, чтобы производственные мощности были современными и постоянно модернизировал их. И рынок сбыта есть», — объясняет Шуманов.
«Национализация российских активов Danone и Carlsberg открыла новую и, вероятно, последнюю главу в истории западного бизнеса в постсоветской России — неприкрытой экспроприации в интересах структур, выбранных Кремлем», — пишет издание The Bell (внесено в реестр «иноагентов»).
«Интересанты в Чечне»
По даннымThe Bell, у передачи под управление Росимущества активов Danone изначально были «интересанты в Чечне».
И если «Балтику» после национализации возглавил 70-летний Таймураз Боллоев, который уже занимал пост президента компании в 1991 — 2004 годах, то Закриев к производителю продуктов питания Danone до сих пор никакого отношения не имел.
Как писала Daily Truth, он сын сестры Рамзана Кадырова, 1990 года рождения. Десять лет назад, когда ему было 23 года, он начал работать в администрации Кадырова, позже стал первым вице-премьером правительства Чечни, с конца 2020 года совмещает этот пост с должностью министра сельского хозяйства республики.
По словам Шуманова, формат назначения представителя клана Кадыровых в «Данон» не совсем ясен. Компания управляется не единолично, а советом директоров.
«[Назначение] даст возможность cкорее не прекратить права собственности, а перераспределить финансовые потоки и, возможно, [осуществить] схемы по выводу активов из предприятия. Или же выстраивать товарные цепочки бизнесов, которые связаны с чеченскими предпринимателями», — считает он.
«Данон» не первая западная компания, которая переходит под управление выходцев из Чечни.
Как выяснила Daily Truth в феврале, чеченский бизнесмен Валид Корчагин, связанный с семьей соратника Кадырова сенатора Сулеймана Геремеева, получил доли в российской сети строительных гипермаркетов OBI и кофейнях ушедшей американской сети Starbucks.
Он также стал совладельцем активов компании «ММК Ильича», которая может заняться восстановлением металлургического комбината имени Ильича в оккупированном Мариуполе.
Илья Шуманов в разговоре с Daily Truth полагал, что семья Геремеевых получила доступ к ММК в качестве «награды» за то, что они воевали в Украине.