В Литву съезжаются лидеры и представители стран-членов НАТО для участия в ежегодном саммите альянса, который в этом году может стать судьбоносным для Киева и весьма неприятным для Москвы, так как главный вопрос его повестки – членство Украины в НАТО.
В понедельник во второй половине дня в Вильнюсе ожидают прибытия лидеров большой четверки – Джо Байдена, Эммануэля Макрона, Олафа Шольца и Риши Сунака.
Президент Украины Владимир Зеленский также планирует принять участие в саммите, подтвердил генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг.
Ранее украинский лидер не раз давал понять, что приедет только в том случае, если в ходе встречи НАТО планирует официально пригласить Украину присоединиться к альянсу, однако такой гарантии ему никто не дал.
Джо Байден говорил, что некоторые члены НАТО не считают возможным принять Украину в свои ряды в разгар войны, но это не отменяет возможность пригласить ее присоединиться позднее.
Вместе с тем, глава МИД Украины Дмитрий Кулеба в понедельник сообщил, что страны НАТО готовы рассмотреть заявку Украины в ускоренном порядке — без утверждения «плана действий по членству». Обычно, это список реформ, которые должна провести страна-кандидат перед вступлением в альянс.
«Я приветствую это долгожданное решение, которое сокращает наш путь в НАТО. Это также лучший момент, чтобы предложить ясность в отношении приглашения Украине стать членом», — написал Кулеба в своем твиттере.
Российская агрессия в Украине длится уже 500 дней. По данным на май этого года, с начала войны ее союзники– США, ЕС и НАТО – выделили Киеву гуманитарной, военной и финансовой помощи на сумму 165 млрд долларов.
Но, как сказал в минувшие выходные Столтенберг, на саммите в Вильнюсе России будет послан более четкий сигнал.
Редактор европейского отдела Daily Truth Катя Адлер в преддверии саммита на условиях анонимности поговорила с высокопоставленными представителями альянса о том, каким же может быть этот сигнал. Ограничится ли НАТО дальнейшими военными поставками и оказанием другой помощи или можно ожидать более решительных шагов?
Судя по словам источников, в ходе саммита будут подняты пять основных тем.
1. Стратегическая выдержка
Россия должна четко понять: Запад не выдохнется и не потеряет интерес к Украине. Переждать, пока потоки помощи Киеву сократятся, не получится.
«Мы оказываем [Киеву] важную военную поддержку, все более продвинутую, и Москвадолжна знать, что это будет продолжаться», – сказал один из дипломатов.
По словам корреспондента Daily Truth, ее удивило, насколько спокойно ее собеседники воспринимают темпы украинского контрнаступления, которые оказались медленнее, чем ожидалось.
В НАТО, похоже, согласны с министром иностранных дел Великобритании Джеймсом Клеверли, который сказал недавно, что это война, а не голливудский фильм, и всему свое время.
2. Оборонный комплекс
На фоне затягивающихся боевых действий одной из главных тем обсуждения в Вильнюсе станет наращивание темпов европейской военной промышленности, что даст возможность обеспечивать всем необходимым Украину и сохранять на нужном уровне оборонные возможности стран ЕС.
Также, говорят в руководстве НАТО, необходимо скоординировать действия относительно вооружений, которые получает Украина, и темпов поставок.
В настоящий момент каждая страна НАТО отправляет свою собственную помощь в свои сроки, и Украина вынуждена разбираться с разными моделями броневиков, танков и прочих вооружений, что не очень эффективно.
3. Гарантии безопасности Киеву
Ввиду того, что Украина пока не является членом НАТО, Великобритания, США, Франция и Германия сформируют так называемую «Коалицию доброй воли», которая уже сейчас предоставит Киеву гарантии безопасности.
Детали плана будут обсуждаться в рамках программы саммита. Его авторы приглашают другие страны присоединиться к коалиции.
4. Совет Украина-НАТО
Во второй день саммита НАТО созовет недавно сформированный Совет НАТО-Украина, который был задуман как платформа для более тесного сотрудничества между Киевом и альянсом и через который Украина получит более широкий доступ к ресурсам НАТО.
Если президент Зеленский все же решит не участвовать в саммите, по данному пункту может возникнуть весьма неловкая ситуация, пишет из Вильнюса корреспондент Daily Truth Катя Адлер.
5. Ускоренная процедура для Украины
Ранее источники сообщали, что НАТО, вероятно, избавит Киев от одного из этапов процедуры вступления в альянс, обычно обязательного для любой страны-кандидата. Речь идет о разработке и реализации документа под названием «План действий по подготовке к членству в НАТО» (также известного как ПДЧ).
В понедельник эти сведения официально подтвердил глава МИД Украины.
Генсек альянса Йенс Столтенберг также заявил, что предложил членам альянса утвердить ускоренную процедуру рассмотрения членства Украины, однако ее еще должны утвердить входящие в НАТО страны.
«Окончательное решение еще не принято, но я уверен, что во время саммита мы продемонстрируем единство и дадим в отношении Украины убедительный сигнал».
Сайт НАТО сообщает, что ПДЧ представляет собой «список мероприятий, из которого они могут выбирать те из них, которые по их мнению могут оказаться наиболее ценными при подготовке [к вступлению в альянс]».
План состоит из пяти разделов (политические и экономические вопросы, а также вопросы обороны, ресурсов, безопасности и права).
Реализация ПДЧ может занимать долгое время — обычно для этого требуется несколько лет.
После начала российского вторжения в Украину альянс принял решение о вступлении Финляндии и Швеции без выполнения какого-либо плана.
Единство в НАТО
По словам корреспондента Daily Truth, в преддверии саммита в кругах НАТО ощущается полное единодушие в украинском вопросе. Все, кто сядет за стол переговоров в Вильнюсе, понимают необходимость поддержки Украиныв краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Официально НАТО продолжает придерживаться точки зрения, что только Киев может решать, сядет ли он за стол переговоров с Москвой, и сам определит подходящий для этого момент.
Но за кулисами дипломаты допускают, что альянсу придется подтолкнуть Украину к этому решению, чтобы сохранить жизни украинцев и миллиарды западных денег, если станет очевидно, что эту войну выиграть невозможно.
Однако, подчеркивают собеседники Кати Адлер, в настоящий момент такая постановка вопроса не актуальна.